Бурятская автономная филармония

Уже до конца декабря целый ряд учреждений бюджетной сферы будут переведены в статус автономных некоммерческих организаций. В их числе филармония, которая из государственной станет автономной. Идея в том, что учреждения культуры и социальной сферы теперь должны сами себе зарабатывать деньги. Правда, как они это будут делать, не совсем понятно.
A- A+

В настоящее время Бурятская государственная филармония имеет республиканское финансирование и идет отдельной строкой в бюджете Бурятии. В скором времени такая поддержка сойдет на нет. Бюджетное финансирование сохранится лишь в виде госзаказа. То есть государство будет платить филармонии за оказанные населению услуги.

Например, за проведение концертов. Однако каков будет размер госзаказа, как будут определять исполнителя госзаказа (путем конкурса или иным путем), пока непонятно. Поэтому большие надежды на него никто не возлагает. Коллективу филармонии предстоит самостоятельно зарабатывать столько, чтобы хватало на все.

— Мы стали пилотным проектом. С одной стороны, хочется идти в ногу со временем. Но с другой — не очень хочется торопиться в этом, — говорит Эржена Жамбалова, директор Бурятской государственной филармонии. — Мне как руководителю хотелось бы, чтобы учреждение сначала нарастило материально-техническую базу до перевода в новую форму. Почему? Потому что автономное учреждение — это свободное плавание.

Министерство культуры отпускает Бурятскую государственную филармонию в свободное плавание, оставаясь, правда, единственным ее учредителем. Но во всеоружии ли корабль отправляется в плавание? Нет. Состояние государственной филармонии оставляет желать лучшего. Ей многого не хватает. Зданию послевоенной постройки необходим капитальный ремонт и современное оснащение.

— Если в таком состоянии, в каком мы находимся, нас вычеркнуть из бюджета — это страшно. Мы пропадем, — говорит Эржена Жамбалова. — Теплотрассы, элеваторные узлы и остальное в очень ветхом состоянии. Все держится, потому что мы как-то поддерживаем это здание. Необходим капитальный ремонт. Хотелось бы решить эти вопросы до перехода в автономное учреждение.

Как отмечает Эржена Жамбалова, если бы многочисленные вопросы с залом, техническим обеспечением, ремонтом, транспортом были решены, тогда риск потерять в ходе реформы филармонию был бы минимален. А в нынешнем состоянии, даже заработав какие-то средства, филармония будет лишь латать дыры. О развитии речи не будет. Да и зарабатывать на культуре — дело весьма непростое.

— Очень много надежды на эстраду, — говорит Эржена Fамбалова. — Народ у нас любит концерты и может заплатить за билет не 50 рублей, а больше. Но город у нас небольшой, это тоже надо учитывать. Мы, наши менеджеры, администраторы, будем думать по поводу того, как устраивать такие эстрадные концерты.

Как отмечает Эржена Жамбалова, филармония — единственный зал в центре города, обладающий уникальной акустической зоной. Здесь без микрофона замечательно звучат рояль, скрипка, оркестр. Но, к сожалению, этого нельзя сказать о микрофонном звуке. Как только включается микрофон, помещение как будто противится этому. Начинает срабатывать "эффект спортивного зала". Звук "летает". Сейчас есть методы борьбы с этим эффектом — в зале можно установить необходимые приспособления. Но это стоит денег.

А между тем эстрадный блок может зарабатывать деньги, способные хоть как-то покрыть убытки от нерентабельного классического и детского направлений. Ведь кроме коммерчески состоятельной эстрады, направлений с хотя бы минимальной рентабельностью нет.

Пропаганда классического вида искусств — одно из основных направлений работы филармонии. Это дело никогда не было окупаемым занятием. Не станет и сегодня. В Бурятии невозможно установить высокие цены на концерты классической музыки. Точнее, можно, но это мгновенно приведет к результату, о котором все догадываются.

— Если в среднем стоимость билета на концерт классической музыки составляет 50 рублей, то она останется такой же и завтра. Ее не поменяешь на 500 рублей, — говорит директор Бурятской государственной филармонии.

Реальность такова, что далеко не все работники филармонии, работа которых нужна обществу, смогут заработать даже на свою зарплату. Например, ряд работников проводит лекции в детсадах и школах, знакомя детей с классическими произведениями. Работают две мобильные кукольные группы. Они постоянно ездят по Улан-Удэ, по районам Бурятии. Работают для малышей со своими просветительскими программами — с помощью кукол и музыки говорят о пожарной безопасности, правилах дорожного движения, экологии.

— Можно сказать, что это нерентабельно, и отказаться от этого. Я как руководитель скажу: считать нужно по-другому. Сэкономив здесь, потом придется тратиться на строительство новых исправительных колоний и домов-интернатов. Есть же нравственные, этические стороны жизни. Без этого нельзя, — грустно отмечает наша собеседница.

После перехода Бурятской государственной филармонии в форму автономного учреждения правительство республики обещает на три года сохранить бюджетную поддержку. Но что потом? Кто будет платить налог за землю, на которой стоит филармония? Jто будет платить налог на недвижимость? Дадут ли учреждению за оставшиеся три года средства укрепить свою базу? Вопросов масса. Ответов нет. Но реформа уже началась.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.