Дикая жизнь вещей
Бурятская художница при жизни не удостоилась ни одной персональной выставки
Лишь спустя 13 лет после смерти талантливой художницы Антонины Бритовой состоялась ее первая выставка «Поэзия тихой жизни». Несколько десятков ее картин в Художественном музее слились в один ансамбль из натюрмортов, портретов и пейзажей. Выставка посвящена 80-летию художницы.
Отличительная черта произведений художницы – национальный колорит. Нужно заметить, что все значительные выставки, представляющие изобразительное искусство Бурятии в регионе, России или за рубежом, не обходились без участия картин Антонины Бритовой.
– Название нашей выставки говорит о том, что здесь есть очень много натюрмортов. Этот жанр ярко проявился в ее творчестве, – говорят организаторы выставки. – Вы увидите в ее работах дикую жизнь вещей.
Творческий путь художницы начался в 1960-е годы, когда новое мышление взорвало художественную жизнь советского общества и изменило понимание и отношение к искусству.
Тогда в Бурятию возвратились талантливые молодые выпускники престижных художественных вузов Москвы и Ленинграда. Так и Антонина Бритова после окончания театрально-декорационного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Санкт-Петербург) в 1966 году вернулась в Улан-Удэ, была принята в Союз художников России.
Поскольку в театре не было работы, она занялась станковой живописью, работала в основном в жанре натюрморта и портрета. Ее увлек предметный мир. Глядя на эти картины, можно с легкостью узнать о взгляде художницы на жизнь. Обыденные вещи на картинах расцветают, а темные тона кажутся емкими и насыщенными. Яркие краски в пейзажах и натюрмортах, отчетливость деталей картины – особый стиль художницы.
Предметом внимания художницы порой становились вроде бы самые обычные предметы и пейзажи. Празднично накрытый новогодний стол, пасущиеся кони, трудовые будни деревни, мирно беседующие друг с другом сельчане – на картинах все эти простые, будничные образы Антонины Романовны как будто оживают. Так же как и великолепно выполненные портретные работы.
К слову, в 70-х Антонина Бритова выполнила декорации к нескольким спектаклям в Бурятском драматическом театре имени Х. Намсараева. Живописные и графические эскизы декораций и костюмов к спектаклю Шекспира «Король Лир» также впервые продемонстрировали на выставке.
Творчество Антонины Бритовой – это безусловно яркая страница в истории бурятского изобразительного искусства. Ее картины – еще один шаг к знакомству с интересным и самобытным духовным миром художников Бурятии. Ведь они воспринимают окружающую действительность как пространство, в котором одномоментно открываются новые измерения и эпохи с переплетением удивительных судеб разных народов.
На выставке зритель впервые увидит живописные произведения и графические листы одаренной художницы, хранящиеся в фондах художественного музея имени Ц.С. Сампилова.
Анастасия Губарь, для «Номер один».
Отличительная черта произведений художницы – национальный колорит. Нужно заметить, что все значительные выставки, представляющие изобразительное искусство Бурятии в регионе, России или за рубежом, не обходились без участия картин Антонины Бритовой.
– Название нашей выставки говорит о том, что здесь есть очень много натюрмортов. Этот жанр ярко проявился в ее творчестве, – говорят организаторы выставки. – Вы увидите в ее работах дикую жизнь вещей.
Творческий путь художницы начался в 1960-е годы, когда новое мышление взорвало художественную жизнь советского общества и изменило понимание и отношение к искусству.
Тогда в Бурятию возвратились талантливые молодые выпускники престижных художественных вузов Москвы и Ленинграда. Так и Антонина Бритова после окончания театрально-декорационного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Санкт-Петербург) в 1966 году вернулась в Улан-Удэ, была принята в Союз художников России.
Поскольку в театре не было работы, она занялась станковой живописью, работала в основном в жанре натюрморта и портрета. Ее увлек предметный мир. Глядя на эти картины, можно с легкостью узнать о взгляде художницы на жизнь. Обыденные вещи на картинах расцветают, а темные тона кажутся емкими и насыщенными. Яркие краски в пейзажах и натюрмортах, отчетливость деталей картины – особый стиль художницы.
Предметом внимания художницы порой становились вроде бы самые обычные предметы и пейзажи. Празднично накрытый новогодний стол, пасущиеся кони, трудовые будни деревни, мирно беседующие друг с другом сельчане – на картинах все эти простые, будничные образы Антонины Романовны как будто оживают. Так же как и великолепно выполненные портретные работы.
К слову, в 70-х Антонина Бритова выполнила декорации к нескольким спектаклям в Бурятском драматическом театре имени Х. Намсараева. Живописные и графические эскизы декораций и костюмов к спектаклю Шекспира «Король Лир» также впервые продемонстрировали на выставке.
Творчество Антонины Бритовой – это безусловно яркая страница в истории бурятского изобразительного искусства. Ее картины – еще один шаг к знакомству с интересным и самобытным духовным миром художников Бурятии. Ведь они воспринимают окружающую действительность как пространство, в котором одномоментно открываются новые измерения и эпохи с переплетением удивительных судеб разных народов.
На выставке зритель впервые увидит живописные произведения и графические листы одаренной художницы, хранящиеся в фондах художественного музея имени Ц.С. Сампилова.
Анастасия Губарь, для «Номер один».