Репутацию – на кон

Независимые эксперты выяснили, кто виноват в завышенных тарифах Бурятии
A- A+
То, о чем просили все, кто недоволен действующей в Бурятии тарифной политикой, свершилось. Независимые эксперты по заданию правительства республики провели оценку тарифных решений в регионе. Результаты оказались впечатляющими: множество нарушений, недоработок и повальная круговая порука. Но руководство Республиканской службы по тарифам, видимо, чтобы избежать увольнения, решило пойти ва-банк. И отправилось в суд с иском на якобы «опорочивших» их экспертов.

Ответный удар

Любопытный иск поступил недавно в Советский суд Улан-Удэ. Республиканская служба по тарифам (РСТ) требовала у Фемиды покарать ряд лиц за то, что они нанесли ущерб деловой репутации ведомства.

Ущерб заключался в том, что эти лица провели по заданию правительства Бурятии экспертную оценку тарифов на тепло и электричество в республике. Эту оценку взяли за основу в Общероссийском народном фронте (ОНФ) и написали письмо на имя зампреда по инфраструктуре, в числе прочего, с требованием уволить руководство РСТ и навести порядок в энергетике.

Что же это за оценка и как она попала в руки «фронтовикам»? Давайте разбираться.

Разговоры о необходимости проведения независимой экспертной оценки тарифного регулирования в Бурятии звучат уже давно. Дело в том, что и эксперты в области энергетики, и даже участники рынка подозревают, что РСТ и отдельные представители правительства республики аффилированы с энергетическими монополистами: МРСК Сибири и ТГК-14.

А это значит, что в тариф могут быть включены лишние затраты, что принесло бы прибыль монополистам и убытки всем остальным: от других участников рынка до населения Бурятии.

Впрочем, пока на посту зампреда правительства по инфраструктуре сидел Николай Зубарев, чей сын трудился на посту топ-менеджера МРСК Сибири, о независимой оценке можно было забыть.

Но в феврале этого года в Бурятии сменилась власть: исполняющий обязанности главы стал Алексей Цыденов, и уже в скором времени Николай Зубарев покинул свой пост. Однако построенная за годы его правления система взаимоотношений между госорганами и энергетическими монополистами, судя по всему, продолжала жить и без его участия.

На место Зубарева пришел Мункожап Бадмаев, до того трудившийся в правительстве Татарстана, одного из самых успешных регионов страны. Принятые им в Бурятии решения, как правило, в публичную плоскость не выходили. Позже он покинул пост зампреда по инфраструктуре, отправившись возглавлять представительство республики в Москве. Но, как оказалось, он все же успел внести свой вклад в энергетику республики.

Рука руку моет

После прихода на должность инфраструктурного зампреда Мункожап Бадмаев провел совещание, куда пригласил РСТ, энергетиков, независимых экспертов. На этом совещании было принято решение, что местные эксперты сделают свою оценку тарифных решений РСТ, а служба по тарифам не будет сопротивляться и предоставит все необходимые документы.

Сказано – сделано. С июня по август эксперты изучали процесс формирования тарифов на тепло и электричество. И пришли к удивительным выводам.

Чтобы не углубляться в энергетическую терминологию, приведем лишь те пункты, которые указала РСТ в своем исковом заявлении, о котором – позже.

Во-первых, эксперты выяснили, что службой по тарифам «не производится инвентаризация основных средств сетевых компаний, в том числе МРСК. Информация о проводимой самостоятельно инвентаризации сетевыми компаниями отсутствует».

То есть, по версии экспертов, МРСК Сибири говорит РСТ: у нас столько-то оборудования и сетей, дайте нам столько-то денег. РСТ смиренно говорит «ладно» и подписывает необходимые документы, даже не удосужившись проверить, не обманывает ли монополист.

Идем дальше: эксперты выяснили, что служба по тарифам «не анализирует информацию о фактической собираемости платежей с МРСК с ТСО (территориальных сетевых организаций. – Прим. авт.) и потребителей электроэнергии». Это значит, что МРСК Сибири говорит РСТ: у нас столько-то долгов, дайте нам столько-то денег, чтобы их покрыть. И служба снова молча соглашается: «Ладно».

И это только по разделу «Электрическая энергия». В итоге эксперты приходят к выводу: из-за лоббистских возможностей завышается базовый уровень расходов МРСК Сибири, по сравнению с другими сетевыми организациями, в 1,5 и более раза.

«Существующая и растущая под контролем РСТ РБ доминирующая доля МРСК на рынке перетока электроэнергии приводит к монополизации рынка и, как следствие, завышению тарифа для населения и предпринимателей Республики Бурятия. Сетевая составляющая превышает 70 процентов тарифа, что существенно превышает аналогичный показатель в других регионах», – гласит анализ независимых экспертов.

Досталось в заключении экспертов и ТГК-14. Целый ряд пунктов касался нарушений РСТ в работе с тепловым монополистом. Например, эксперты указывают, что норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений не пересматривался с 2004 года. РСТ не анализирует информацию по полезному отпуску тепловой энергии и фактическому начислению по нормативам за отопление.

«Выпадающие доходы ПАО «ТГК-14», ежегодно включаемые в тариф на тепловую энергию для потребителей…, характеризует процесс установления тарифов, как неподконтрольный РСТ РБ и политизированный. Доказательная мощь монополиста с каждым годом усиливается», – гласит заключение.

Также в анализе говорится об отсутствии взаимодействия службы по тарифам с минтрансом Бурятии в части проверки фактического исполнения инвестиционной программы ТГК-14.

Все это в очередной раз подтверждает то, о чем говорится давно и много. И заодно объясняет, почему в Бурятии высокие тарифы, несмотря на все решения, принятые федеральными властями. Эксперты уверены: пока работает связка «РСТ – монополисты», ни о каком кардинальном снижении стоимости энергии говорить не приходится.

Гнать или не гнать?

Вначале этот анализ лег на стол Мункожапу Бадмаеву. Позже он каким-то образом оказался в руках активистов ОНФ. Те, изучив материалы, написали на имя инфраструктурного зампреда письмо, в котором, помимо прочего, изложили свои рекомендации.

В их числе: отстранить действующее руководство Республиканской службы по тарифам, провести инвентаризацию сетевого хозяйства у сетевых организаций, уменьшить монопольное положение МРСК Сибири на энергетическом рынке и Бурятии и многое другое.

В принципе предложения ОНФ вполне взвешенные и разумные. По сути, они могли бы решить целый ряд проблем энергетического рынка Бурятии. И самое главное – существенно снизить тарифы.

Но после того как была проведена оценка тарифных решений, Мункожап Бадмаев уехал из Бурятии. Не исключено, что чрезмерное любопытство в части тарифообразования и стало причиной его ухода с поста зампреда. Ведь энергетическое лобби в Бурятии все еще достаточно сильно.

На его место поставили железнодорожника Евгения Луковникова, которому предстоит еще долго разбираться в энергетических хитросплетениях. И тут РСТ решила воспользоваться моментом, чтобы свести эффект от проведенного экспертного анализа к нулю. А именно: служба отправилась в суд с исковым заявлением на независимых экспертов, пытаясь доказать, что они их опорочили.

Служба пыталась доказать две вещи. Первая: приведенные в экспертном анализе факты – ложь. Вторая: эксперты передали анализ третьим лицам – то есть ОНФ, хотя подписывали документ о неразглашении.

Логика РСТ понятна: рано или поздно новый зампред начнет задавать вопросы. И тогда, в случае судебной победы, руководство службы могло бы помахать решением и тем самым увернуться от ответственности.

Но суд решил по-другому: «…при изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности факта распространения сведений, ставших известными в связи с изучением документов РСТ РБ, именно ответчиками; порочащего характера оспариваемых сведений, которые являются лишь оценочными суждениями, не являющимися предметом судебной защиты», – гласит решение Советского суда Улан-Удэ.

Конечно, это только первая инстанция. Так что говорить об окончательном поражении РСТ рано. Однако и без этого сам факт довольно любопытен: республиканское ведомство подает в суд из-за мнения экспертов. Приглашенных практически вышестоящим органом. Такое в истории бурятской энергетики бывает не часто.

Впрочем, нет ничего удивительного в том, что РСТ пытается оправдаться перед новым руководством республики. Однако в этот раз может не получиться. Ведь ситуация изменилась. Если раньше МРСК Сибири и Николай Зубарев легко убеждали Вячеслава Наговицына в том, что «все хорошо, прекрасная маркиза», то с Алексеем Цыденовым этот номер может не пройти. Хотя новому главе, конечно, придется проявить немалое мужество и волю, если решит бороться против такого монстра, как МРСК Сибири.

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.