Город в пролете

Почему в Улан-Удэ нет горнолыжного курорта
A- A+
Последние зимы в столице Бурятии отличаются мягкой и теплой погодой, а снега, как в этом году, хватило бы на пару лет вперед. Вот только использовать его в Улан-Удэ не спешат. Все больше горожан выбирают активные виды отдыха и уезжают на каникулы в Байкальск, Улан-Батор и Шерегеш. Еще 15 лет назад власти Улан-Удэ задумывали грандиозные планы по строительству горнолыжного курорта, однако кризис и отсутствие инвесторов похоронили этот проект.

– На самом деле еще пять лет назад, как-то зимой, во время первых занятий горными лыжами с четырехлетней дочерью, она спросила меня о том, почему у нас в городе нет горнолыжки, «как в Байкальске» или «как в Шерегеше»… Что я мог ей ответить? Конечно же, я сказал, что она обязательно будет, но надо просто немного подождать…
Прошли годы, мы все ждем… А ведь началу эпопеи по проектированию и строительству горнолыжного комплекса на горе Орлиной в окрестностях Улан-Удэ скоро исполнится 15 лет! Так же, как и прошедший в этом году десятилетний юбилей «создания» горнолыжного курорта на горе Бычьей,– с горечью говорит Сергей Климов, руководитель федерации экстремальных видов спорта. 

На «Адреналин» денег нет

Именно Климов вместе с фанатами горных лыж устроил экстремальный прокат на горе Орлиной в канун Нового года. В костюме Деда Мороза Сергей облазил местность на Верхней Березовке, где и должен был появиться парк «Адреналин».

– Это очень удивительно и печально, что, имея все природные условия, имея подходящие склоны, расположенные в городской черте, и прекрасные горы на нашем многоснежном восточном побережье Байкала, в нашей республике до сих пор нет современной и развитой горнолыжной инфраструктуры. Чего не скажешь о наших соседях-иркутянах, читинцах и даже степняках-монголах. Там, несмотря на «кризисы и международное положение», горнолыжная жизнь бьет ключом, –  говорит Сергей Климов. 

В качестве примера он приводит Иркутскую область. На данный момент у соседей активно работают 12 горнолыжных баз различного уровня, самой крупной из которых является хорошо известный и популярный в Бурятии горнолыжный курорт «Гора Соболиная» в Байкальске. Кроме этого, в Приангарье имеются два горнолыжных склона – в окрестностях Листвянки и в пригороде Шелехова («Олха»). Есть горнолыжные базы в Саянске, Тулуне, две в Братске, а также недалеко от Ангарска. Кроме этого есть горнолыжная инфраструктура и в самом Иркутске, там располагаются две базы: в центре отдыха «Ерши» и в районе Академгородка. 

По словам Климова, с первого дня создания «Байкальского экстрима» главной задачей было найти в окрестностях Улан-Удэ подходящий для горнолыжного курорта склон. 

– Когда он был найден и одобрен ведущими проектировщиками России, мы подготовили проект круглогодичного центра активного отдыха «Парк Адреналин», который должен был расположиться у подножья горы Орлиная на Верхней Березовке. Дело вроде пошло. Нашу идею поддержала администрация города, и проект был представлен на Байкальском экономическом форуме, который проходил в 2010 году. Дальше – больше: выделена земля, сформирован участок под строительство, проведены геологические изыскания, а при моем личном участии разработана концепция будущей горнолыжки, сделан мастер-план, – вспоминает начало истории Сергей. 

В надежде войти в федеральную программу к юбилею города на горе даже вырубили, расчистили и частично подготовили основание под трассы и учебный склон. Но, увы, город денег не получил, а трассы зарастают кустарником и который уже год размываются вешними водами.

Особая зона не помогла

Не менее печальна история и нашего самого крупного «международного» горнолыжного проекта под названием «Гора Бычья», которая началась еще в далеком 2007 году. 

– Еще тогда нам стало ясно, что «локомотивом» всего развития туризма в районе «Байкальской гавани» должен был стать именно этот участок. Но развивали и строили все что угодно, но не горнолыжку. Хотя эта гора могла стать «вторым Шерегешем» в России на Байкале. Тем более что интерес к новым горнолыжным активностям (фрирайд, ски-тур, сплитборд) в нашей стране стремительно растет, и гора Бычья вполне могла стать одной из «Мекк» внетрассового катания, – говорит Сергей Климов. 

Сегодня все надежды Сергей связывает с Мамаем, где дважды прошел этап Кубка России по фрирайду: «Идея планирования и строительства здесь горнолыжного комплекса витала в воздухе давно, но первый реальный шаг в этом направлении был сделан три года назад. Именно тогдашнее руководство нашей республики совершенно случайно обратило внимание на этот дальний уголок Кабанского района, где уже несколько последних лет, благодаря и нашей активной работе, ведущими мировыми съемочными группами снимаются фрирайдные фильмы, катаются звезды мирового фрирайда, после чего в этот район устремляются любители целины со всего мира. В перспективе здесь планируется также строительство современного горнолыжного комплекса, с редкой для России возможностью заниматься внетрассовым катанием с подъемника». 

Главной препоной к развитию мамайского направления экстремал видит в удаленности от Улан-Удэ.

– 270 километров не самой простой автомобильной дороги – серьезное испытание даже для самых активных фанатов горных лыж и сноуборда. Вечером «туда-обратно покататься» съездить не получится. Так что, как ни крути, а небольшой, но современно оснащенный горнолыжный курорт городу просто необходим, – отмечает Сергей.  

Пока проекты курортов мирового уровня остаются на бумаге, любители горных лыж и сноуборда катаются на единственном оборудованном для этого месте. На «Снежинке», что на Аршане, народ пользуется допотопным, но все же исправно работающим подъемником, спускается по самому простому, учебному, склону. 

– Хорошо, что хоть такая возможность для них есть. Ведь именно здесь мы умудрялись регулярно проводить несколько лет детские соревнования, организовывать семейные веселые старты и эстафеты, проводить большие зимние фестивали «Точка отрыва», на которые съезжались райдеры со всего региона, – сетует руководитель «Байкальского экстрима».  

В поисках большого снега активисты уехали в Байкальск, где прошло несколько больших фестивалей во время празднования там Белого месяца. 

– Но четыре года назад финансирования от тогдашнего агентства по физической культуре и спорту мы не получили, и все эти соревнования стали уже хорошей и доброй историей. Видимо, горнолыжный спорт и сноубординг в сферу интересов наших спортивных функционеров не входят. А жаль, это ведь олимпийский вид спорта. Поэтому большое желание моей дочери заниматься горными лыжами в настоящей горнолыжной секции и наивная детская мечта стать олимпийской чемпионкой вряд ли уже исполнится. Но ведь подрастает еще трехлетний сын, может, он еще успеет, пока не вырастет, покататься на настоящем городском, современно оборудованном горнолыжном склоне, – признался Сергей Климов. 

В городском управлении по спорту нам ответили, что развитием баз на Верхней Березовке («Зорька» и парк «Адреналин») занимается Фонд развития Улан-Удэ, который и ищет потенциальных инвесторов. На сайте фонда можно оценить перспективы этих проектов. 

Площадь участка для парка «Адреналин» – 91 гектар, на первом этапе планируется освоить 15 гектаров. Это четыре подъемника и четыре километра трасс на 2000 человек. Всего в проекте реализации три этапа. 

Для спорта в парке предусмотрены сноуборд-кросс, хафпайп, могул, слалом и лыжная акробатика, детская площадка с учебным склоном и сноуборд-парк. В презентации нашлось место и летним активностям – от мини-гольфа до катания на лошадях. Самое интересное среди слайдов – цена. 1,2 миллиарда – во столько оценивается реализация первого этапа парка «Адреналин». Что касается центра зимних видов спорта «Зорька», то там инвестиции поскромнее – всего 220 миллионов рублей. 

Однако желающих вложить миллионы в горнолыжную инфраструктуру пока не видно. Смогут ли переломить ситуацию новый глава и министр спорта, которые долгое время работали в Москве, увидим в ближайшее время. Как говорится, надежда умирает последней. 

Служба информации «Номер один».  
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.