Пушкин с морин-хуром

Обладательница «Золотой маски» Яна Тумина поставит в Бурятии спектакль «Руслан и Людмила»
A- A+
По мнению режиссера из Санкт-Петербурга Яны Туминой, Бурятия – идеальное место для постановки классического произведения Александра Пушкина. В постановке Пушкин с морин-хуром, драма соседствует с мюзиклом, а герои и персонажи переходят в зрительные ряды.

Прорыв своего времени

Ведь в самом произведении Пушкин соединил классические традиционные формы с народной культурой – сказаниями, простоязычными для того времени выражениями, пословицами, поговорками.

– Это был прорыв в литературе! – говорит Яна Тумина, режиссер. – В спектакле мы тоже пытались соединить народный театр, театр примитивизма с классическим театром. Мы хотим соответствовать разнообразности формы поэмы. Я приехала его ставить все-таки именно в Бурятии, где есть смешение разных культур. На наш взгляд, подобные вкрапления бурятской культуры в классический образец поэтического творчества дали бы интересный эффект. Пушкин и сам был «фантастически» русским: у него были африканские корни. И когда мы говорим «великий русский поэт», надо на секундочку задуматься, какая в нем смесь культур.

«Руслан и Людмила» – это спектакль, реализованный при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, которое выделило грант в размере трех миллионов рублей. Из 140 заявок от театров и независимых театральных коллективов с просьбой об оказании государственной поддержки прошли только 13 театров, в том числе и наш «Ульгэр». Впервые театр кукол получил столь крупную субсидию от Министерства культуры РФ.

Для постановки спектакля в Улан-Удэ вместе с режиссером прибыла команда единомышленников: художник-постановщик Кира Камалидинова, художник по костюмам  Анисия Кронидова, режиссер по пластике Алишер Хасанов, композитор Анатолий Гонье. В спектакле задействованы 11 актеров. Также в проекте принимают участие известные в театральном обществе Бурятии профессионалы – Дарима Халматова, Вера Мантатова, Юрий Норбоев, Саран-Туя Жалцанова.

Неожиданная смесь

Стоит отметить, что у Яны Туминой, получившей в 2017 году «Золотую маску» за спектакль «Колино сочинение», давние связи с Бурятией. Помимо того что она преподает нашим артистам, обучавшимся в Санкт-Петербургской театральной академии, ее супруг – наш земляк.

Многослойность культуры Бурятии и Монголии, совершенно неожиданные соединения традиционной и современной массовой культуры, вдохновили авторов проекта к тому, чтобы работать с разными театральными форматами и попробовать сделать эклектику выверенным стилем постановки. Нигде так явственно не пронаблюдать парадоксального соединения кич-культуры с архаичными, сохраненными элементами традиционной культуры, как в Бурятии и Монголии. Можно сказать, именно эта самобытная среда и подсказала художественный ход для будущего спектакля.

– В поэме происходит большое количество интересных событий – такой экшн, который нравится молодежи, – говорит Яна Тумина. – Очень сложно театру проигнорировать это произведение, потому что оно дает большие возможности пофантазировать. И возможности именно театра кукол позволяют максимально полно раскрыть произведение.

Ведь театр кукол – это не только драматический театр, но и визуальный. Куклы могут сделать то, что не могут актеры: сыграть оторванную голову или то, как Людмила взлетает в воздух, или как Чародей несет богатыря.

«О любви и смерти»

Еще одна особенность произведения Пушкина – киношность сюжета, когда действия в спектакле могут происходить в разных местах с разными героями. Например, сейчас мы видим Людмилу, а в следующую секунду внимание переключается на всадников.

Такая последовательность событий навела Яну Тумину на мысль решить сценическое пространство таким образом, что сцена переходит в зрительный зал и будет представлять собой некую пустоту, в которой на разных ярусах возникают образы.

– Ощущение такое, будто мы ходим по строкам произведения Пушкина, действия происходят по линиям вправо-влево, мы углубляемся и попадаем внутрь или выходим на передний план, – говорит Кира Камалидинова, художник-постановщик спектакля.

Куклы же представляют собой графичные фигуры с элементами фотографий, одетые в наряды старинного русского дворянства.

В спектакле присутствует живой план, то есть актеры не только играют куклами, но и отыгрывают свои эмоции. Некоторые реплики актеров звучат на бурятском языке. Бурятский колорит присутствует и в костюмах актеров.

Авторы спектакля обещают: «Сюжетные перипетии поэмы будут трактоваться в нашей постановке неожиданно и современно. Мы исследуем тему влечения и ту грань, где страсть остается лишь страстью, а где взаимность одухотворяется испытаниями, трудностями и победой».

– Я делаю спектакли только о двух вещах – о любви и о смерти, – говорит Яна Тумина. – Любовь, смерть, предательство, верность – темы, у которых нет понятия актуальности. В то же время у любви сто или тысяча оттенков и поэтому истории о ней будут интересны всегда.

Премьера спектакля состоится 26 и 27 января на сцене Бурятского драматического театра.

Екатерина Лонская, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.