Сила волшебства

Почему так важно, чтобы ребенок верил в Деда Мороза?
A- A+
Приближается самый любимый всеми праздник Новый год. Особенно ждут его дети – они верят в чудеса, предвкушая волшебство и подарки под елкой. Как не разуверить ребятню в существовании сказочных Деда Мороза и Снегурочки, как родителям не спугнуть веру детей в чистое и светлое? «Вера в волшебство – это то, чем живет детство. Родителям не нужно форсировать события и считать, что, разрушив сказку о Деде Морозе, они научат ребенка быть сильнее и более реалистично смотреть на вещи», – уверен психолог Игорь Бадиев.

«Одеяло убежало» – это нормально

– Игорь Валерьевич, одна из читательниц нашей газеты обратилась к нам с вопросом – нужно ли говорить ребенку, что Деда Мороза не существует, или продолжать уверять его, что подарки под елку прячет добрый волшебник? 

– Новый год – праздник детства. Это одна большая сказка, а дети очень верят в сказки. Там добро побеждает зло, в сказках есть мораль, они учат нас человеческим взаимоотношениям. Сказки очень функциональны, через них мы передаем нравственные ценности. Существует даже отдельный вид психологического консультирования – сказкотерапия. 

– Почему дети так любят сказки? 

– В процессе созревания человеческие эмоции и интеллект проходят ряд стадий. В детстве этот период Жан Пиаже назвал дооперациональной стадией развития интеллекта. В мышлении ребенок оперирует образами, он мыслит не понятиями и абстракциями, как взрослый. Сказка, богатая яркими, красочными образами, очень хорошо воспринимается ребенком. 

Помимо этого, для детского мышления характерен анимизм – одушевление, приписывание человеческих качеств неодушевленным предметам. Ребенок одушевляет все, поэтому «одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня» для них нормально – так, как должно быть. Потому что и одеяло, и простыня одушевлены, они умеют общаться. Это определенная стадия развития интеллектуальной сферы детей, поэтому общаться с ребенком легче всего образами. 

Если мы будем говорить с ребенком абстрактными понятиями, он нас не поймет. Эти абстракции он облечет в какие-то свои образы и будет оперировать ими, а они могут быть неадекватны тому, что мы ему сказали. Поэтому сказка – фактически идеальный способ передать ребенку определенные знания и правила, дать представление, что хорошо, а что плохо.

Не торопите созревание

Созревание – процесс индивидуальный. У каждого он происходит в свое время. Мы считаем, что в семь лет ребенок должен делать то-то и то-то. Но мы должны понимать, что возрастные границы не жесткие, они плавающие. Поэтому, когда дети приходят в первый класс, одни уже умеют читать, а другие только знакомятся с буквами. И это нормальное явление, потому что дети созревают не одновременно.

Это как плоды на дереве. Какое-то яблоко краснеет раньше, какое-то позже. Мы ведь не говорим, что тот плод, что созрел раньше, – лучше того, что поспел позже. Когда яблоки поспеют, они все будут одинаково спелыми. Так же и человек – время созревания для каждого индивидуальное, и достаточно сильный разброс в границах возрастного периода. Во сколько ребенок должен начать ходить? Границей считается год. Но кто-то делает первые шаги в девять месяцев, а кто-то – в полтора года. Согласитесь, разброс большой, но это нормально.

Мы должны понимать, что созревание не нужно ускорять. Ни к чему хорошему это, как правило, не приводит. Например, родители натаскивают ребенка перед школой. Научили его цифрам, ребенок может досчитать до ста. Но фактически он не умеет считать, он знает порядок слов «один, два, три, четыре, пять…». Он не владеет операциями, и для него на этом уровне созревания, развития интеллекта эти цифры ничего не значат. Какие-то пустые образы.

Ребенок запомнил цифры какими-то своими образами. Потом он приходит в школу, а там выясняется, что «один, два, три» – это нечто совершенно другое, и с ними нужно производить какие-то операции – складывать, вычитать. Ребенок оказывается в недоумении, ему приходится переучиваться. А переучиваться всегда сложнее. Почему так происходит? Потому что до школы интеллект был еще на дооперациональном уровне. 

Детство – не подготовка к взрослой жизни

– Нужно ли говорить ребенку, что Деда Мороза не существует? 

– Нет, не нужно. Ребенок должен какое-то время верить в Деда Мороза, в волшебство. Потому что это соответствует его возрасту. Это одна из особенностей детства. В чем заключается проблема? Мы, взрослые, в нашем динамичном, сложном, конкурентном мире пытаемся подготовить ребенка к будущему, к взрослой жизни. Тем самым мы пытаемся ускорить его развитие, искусственно вызвать акселерацию, предполагая, что таким образом ребенок будет более подготовлен к взрослой жизни. 

Мы считаем, что если скажем ему: «Ты уже взрослый, хватит тебе верить в Деда Мороза», то, наверное, ребенка это научит реально смотреть на вещи. Нет. Проблема заключается в том, что психическое развитие ребенка не нужно ускорять. Мы должны развивать, но не ускорять его. Это разные вещи. 

Мы не должны готовить ребенка к следующему возрастному этапу, мы должны из текущего возраста взять максимум. А переход произойдет сам собой – тогда, когда произойдет созревание, в том числе и мозговых структур. Суть заключается в том, что детство ценно само по себе, а не как подготовка к следующему этапу жизненного пути. 

А как у нас? В детском саду малыша готовят к школе, в школе мы начинаем подготавливать его к поступлению в вуз, и так далее. В итоге, став взрослым, он понимает, что большую часть своей жизни не жил. Он только готовился к ней. Детство, отрочество и юность воспринимались им как подготовка. «Вот сейчас сделаю, и начнется жизнь». А жить-то он не умеет, не научился пользоваться текущим моментом, извлекать из настоящего максимум пользы и удовольствия. 

Он научился смотреть на текущий момент как на нечто, что заложит основу для его будущего. А будущее не наступает никогда, всегда приходит только сегодня. Мы к нему не готовы – мы готовились к какому-то эфемерному будущему. В какой-то момент, по прошествии десятилетий, взрослый человек оглядывается назад и понимает, что жизнь прошла впустую. Он все ждал чего-то: сейчас закончу школу, тогда начну жить. Вот университет закончу, тогда и начнется жизнь. Сейчас на работу устроюсь, заживу. Дождусь повышения – куплю квартиру, тогда заживу. Женюсь – тогда и начнется настоящая жизнь. 

Новый год – это традиции

Начинается все с того, что мы смотрим на наших детей и видим в них не детей, а будущих взрослых. Это неправильный подход, тем самым мы лишаем ребенка детства. А детство важно тем, что оно само готовит ребенка к жизни, не нужно специально форсировать, ускорять развитие, потому что в этом случае тот возрастной период, в котором находится ребенок, не исчерпает себя, не даст все то, что он может дать. Сказки, вера в волшебство – это то, чем характеризуется детство. И ни в коем случае не стоит считать, что если мы эту сказку разрушим, то ребенок будет у нас только сильнее и реалистичнее смотреть на вещи. 

– Если же на ребенка давят друзья, утверждая, что Деда Мороза нет, как вести себя родителям? 

– Вопрос в том, как ребенок воспринимает это, как он реагирует на слова друзей. Если он уверен, что Дед Мороз есть, он и спрашивать у мамы не будет. А может вообще никак не отреагировать на мнение других.

В какой-то момент ребенок сам перестанет верить в Деда Мороза, для него этот вопрос будет не важным. У каждого это происходит в свое время. Кто-то до подросткового возраста еще верит в сказку. 

– Нужно ли поощрять веру в Деда Мороза? Например, ребенок уже вырос, а родители продолжают класть подарки под елку, дескать, это от Деда Мороза.     

– Мы должны понимать, что Новый год – это традиции. Мы кладем подарки под елку не для того, чтобы ребенок верил в Деда Мороза, а потому, что это традиция. Что такое традиции? Это то, что укрепляет связи – семейные, родовые. Если у нас есть замечательная традиция класть подарок под елку, она не должна никоим образом соотноситься с тем, верит ребенок в Деда Мороза или нет. Даже если родители говорят, что это подарок от волшебника, это тоже традиция, такая игра, где ребенок знает, что никакого Деда Мороза не существует, но продолжает подыгрывать родителям.  

– Нет ли опасности, что, продолжая дарить ребенку подарки от имени Деда Мороза, родители приостановят его в развитии?

– Нет. Созревание произошло, ребенок знает, что Деда Мороза нет, для него это игра. Здесь важно, понимают ли взрослые, что это традиция. Нужно просто понимать, что мы устраиваем праздник и дарим подарки не из-за Деда Мороза, а для того, чтобы сделать друг другу приятно.

Человек сам создает мир, в котором он живет. В наших силах – сделать сказку, даже если мы в нее не верим. Это то, что называется жизнью здесь и сейчас, умением наслаждаться и получать удовольствие из текущего момента.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.