«Трамвай — моя стихия»
Улан-Удэнский кондуктор удивляет горожан честностью и душевностью
Кондуктор трамвая Ким Васильевич Доржиев уже семь лет работает в МУП «Управление трамвая». За это время он заслужил звание лучшего кондуктора, завоевал уважение сотен пассажиров и научился находить подход практически к любому человеку. Ким Доржиев может приструнить разбушевавшегося зэка или наркомана, а может стать временным гидом для группы туристов-иностранцев, рассказав им на английском о главных достопримечательностях родного города.
Но в СМИ заговорили о 53-летнем мужчине, только когда он вернул кошелек с большой суммой денег пассажирке-полячке. Пачки российских денег и евро, в общей сложности ценность находки составила сотню тысяч рублей. Притом что зарплата у кондуктора не более 15–20 тысяч рублей. Ким Васильевич признается, что это уже третья по счету его находка, и всякий раз он поступал с потерянными вещами одинаково – как того требует инструкция. Поэтому внимания журналистов к своей персоне он так и не понял, ведь «никакого героизма тут нет». О буднях честного, интеллигентного и обаятельного кондуктора – в рубрике «Автопортрет».
Маму до сих пор не нашли
Я родом из Курумканского района, вырос на заимке Полевой стан, всего пять-шесть домов. В советское время там в промышленных масштабах выращивали зерно, хлеб. У нас была большая семья, шестеро детей: три брата и три сестры. Мать с отцом работали чабанами, скотниками.
Когда отцу исполнилось 43 года, он трагически погиб. Тогда я и не подозревал, что и с мамой моей тоже случится несчастье. В 2000-х годах, когда мы жили уже в Улан-Удэ, она пошла снимать пенсию с карточки в банкомате, и какие-то отморозки ударили ее железным прутом по голове, ограбили. Этих хулиганов так и не нашли, а с той поры у мамы были постоянные приступы головной боли, временные провалы в памяти. Но она все понимала, могла себя сама обслуживать. Как-то раз она пошла в магазин за хлебом и молоком и больше не вернулась. Полиция ее тоже не нашла. Это был 2004 год.
Она мне до сих пор снится, ласково и грустно смотрит на меня и молчит. Я верю, что, вполне возможно, она найдется. У нас когда Великая Отечественная война была? А до сих пор людей находят. 28 января ей исполнилось 82 года. Может быть, кто-то знает что-то о ней. Ее зовут Мария Ринчиновна Доржиева, 1936 года рождения.
Зарплата в виде мешков с мукой
После окончания курумканской средней школы я поступил в техническое училище, выучился на шофера-тракториста. Немного отработал на тракторе. Потом водил бензовоз, параллельно работал водителем в ветеринарной службе – возил ветврачей. Зарплаты, «живых денег», мы почти не видели в селе. То мешок сахара привезут, то муки. Поэтому я решил перебираться в город. В Улан-Удэ снял квартиру, устроился на работу.
Кем только не работал
Где я только не работал! На ЛВРЗ начинал с чугунолитейного цеха. Потом в аппаратном трудился. Затем в вагоноремонтном и цехе металлоконструкций. В общей сложности отдал ЛВРЗ 15 лет. Работал военнослужащим по контракту. Был грузчиком, кочегаром, дробильщиком зерна и еще много чем занимался.
Пять лет я отработал в «Байкальской лесной компании», но потом организация обанкротилась и закрылась. Пришлось срочно искать новую работу, тогда я и пришел работать кондуктором трамвая.
«Это моя стихия»
В первый день работы кондуктором, признаюсь, было сложно. Меня раздражал постоянный шум, например, что постоянно дребезжат стекла в вагонах во время движения. А один раз и вовсе стекло выпало из рамы и упало внутрь, благо никто не пострадал.
Но в какой-то момент раздражение ушло, и я вдруг почувствовал себя в своей стихии. Мне нравится работать кондуктором. Нравится этот распорядок почти военный, что нужно вставать, когда все спят, заполнять накладные, нравится четкость во всем. Нравится общаться с людьми.
Тем более что сейчас многое изменилось в хорошую сторону. Стали выдавать спецодежду, утеплили трамваи, поставили печки, тепловые пушки. Установили валидаторы. Повсеместно заменяют рельсы на новые, и тогда трамвай едет как по маслу.
«Знаю всех пассажиров в лицо»
Я с 2012 года работаю в трамвае. Поэтому большинство пассажиров уже знаю в лицо. Помню даже, кто и на какой остановке заходит или выходит. Некоторые пассажиры и меня тоже узнают, называют по имени-отчеству. Особенно пожилые люди.
Выслушать и утешить
Бывает, пассажирам необходимо просто выговориться. И тогда они начинают беседу со мной. Конечно, это в основном бабушки. Рассказывают о том, какую пенсию получают, как им сложно прожить на нее. Как правило, речь идет о суммах от восьми до пятнадцати тысяч, почти все уходит на оплату ЖКХ и лекарства. Но есть среди бабушек и «олигархи», которые получают чуть больше своих сверстниц – например, 18 тысяч. Знаете почему? Потому что одна нога парализована, или она незрячая, или еще какое-то увечье есть...
Стыдно и больно слушать такие истории. Человек 30–40 лет отработал в колхозе, или на заводе, или на фабрике, а потом на пенсии нищенствует вот так. Обидно, конечно, за людей, за наше государство. Я пытаюсь людей утешить словом или помочь хотя бы советом, подсказываю, какие справки надо собрать, чтобы надбавку сделали, или чтобы оформить жилищно-коммунальную субсидию.
Бывают и хамы, и дебоширы среди пассажиров. Бывает и такое, что оскорбляют. Я стараюсь не реагировать на таких людей. Иначе сам себе настроение испортишь. Они себя в первую очередь таким поведением оскорбляют. Если дело заходит далеко, мы вызываем полицию.
Трамвайная романтика
По сей день люди верят в счастливые билетики. Сразу принимаются рассматривать билет, который я выдаю, подсчитывают цифры. Обернувшись по сторонам, убедившись, что никто не смотрит, тут же поедают эти бумажки, даже не доехав до нужной остановки. Как правило, это молоденькие девушки. Я с юмором отношусь к этим вещам, говорю, давайте я нарисую вам любое число. Смеются, смущаются сразу.
Раньше в трамвае парни знакомились с девушками. Сейчас такое происходит очень редко, разве что если из тюрьмы вышел мужчина, он начинает клеиться ко всем подряд. По наколкам видно, что только «оттуда». Вот у них часто лирическое настроение возникает и тяга к знакомствам.
Гид для иностранцев
Улан-Удэ очень изменился, стал неузнаваемым. Часто встречаю тех, кто покидал республику надолго. Они приятно поражены, красиво, говорят, стало. Да и люди становятся добрее, уже не такие закрытые и хмурые, как раньше.
Поэтому, конечно, когда садятся в трамвай иностранные туристы и что-то спрашивают, я с удовольствием им показываю и рассказываю все, что знаю. Горжусь нашим городом. Могу и немного на английском поговорить с ними. Они всегда удивляются, спрашивают: «Вы знаете английский?». Отвечаю, что, мол, немного.
Депутаты на трамваях не ездят
Какой контингент ездит? Конечно, чаще всего это люди с маленьким или средним достатком. Депутатов наших я в трамвае не вижу. Только один раз я ехал вместе со слугой народа. Это было когда один из парламентариев «прославился» тем, что наехал своим джипом на гаишника. Видимо, прав лишили на время, и он сел на трамвай. Потом больше я его не видел.
Молодежь в кондукторы не идет
Среди кондукторов мало молодых людей. Вставать в три-четыре утра им не хочется. Хотя зарплата у нас поднялась, например, у меня было 11 тысяч когда-то, а сейчас выходит до 20. Жаль только, что большую часть приходится отдавать за аренду жилья – до сих пор своего угла у меня нет.
Я бы не смог себе простить
Конечно, мечтаю о том, что когда-то у меня будет свое жилье, машина. Есть какие-то планы. Хотелось ли забрать найденные деньги себе? Ни в коем случае. Я б себе не простил тогда. Совесть мне не разрешает. У каждого порядочного человека главное мерило – совесть, и тут любые соблазны ни при чем. Тем более, я в Бога верю. В общем, чужое брать – для меня табу.
В первый раз пассажир забыл на сиденье кошелек с банковскими картами и наличными деньгами. Потом женщина оставила новую норковую шубу с ценником, не помню, кажется, тысяч 90 там было написано. И вот недавно полячка у нас ехала, забыла портмоне. Внутри были и рубли, и евро. Потом выяснилось, что там, в общей сложности, было 100 тысяч рублей. Конечно, я по инструкции поступил, все передал диспетчеру. Потом девушку нашли, все ей передали, она была очень благодарна. Но я не считаю это подвигом. Так каждый должен поступать.
Чтение – как способ отвлечься
Дома у меня нет ни телевизора, ни компьютера. Осознанно не покупаю. Зато есть книги, я люблю читать. Это способ отвлечься от рутины, отдохнуть. Играю в шахматы иногда со знакомыми. Гуляю. Хожу в церковь.
Хочу любви
Так сложилось, что все мои браться и сестры уже давно имеют свои семьи, детей, а я нет. Конечно, мне тоже хочется найти свою любимую. Но пока не получилось. Вот только женщины, которые курят или выпивают, мне не нужны. Как с такой целоваться? А вообще у меня не так уж много «пунктиков». Хочется, чтобы моя будущая жена была общительная, открытая, честная. А самое главное, чтобы, как говорится, и в болезни, и в здравии, и в нищете и богатстве – словом, всегда была со мной, несмотря ни на что. И я отвечу ей тем же. Буду очень благодарен газете «Номер один», если вы поможете мне познакомиться с хорошей женщиной и построить семью!
Василиса Шишкина, «Номер один».
P. S. Номер телефона Кима Васильевича можно узнать в редакции нашей газеты.
Но в СМИ заговорили о 53-летнем мужчине, только когда он вернул кошелек с большой суммой денег пассажирке-полячке. Пачки российских денег и евро, в общей сложности ценность находки составила сотню тысяч рублей. Притом что зарплата у кондуктора не более 15–20 тысяч рублей. Ким Васильевич признается, что это уже третья по счету его находка, и всякий раз он поступал с потерянными вещами одинаково – как того требует инструкция. Поэтому внимания журналистов к своей персоне он так и не понял, ведь «никакого героизма тут нет». О буднях честного, интеллигентного и обаятельного кондуктора – в рубрике «Автопортрет».
Маму до сих пор не нашли
Я родом из Курумканского района, вырос на заимке Полевой стан, всего пять-шесть домов. В советское время там в промышленных масштабах выращивали зерно, хлеб. У нас была большая семья, шестеро детей: три брата и три сестры. Мать с отцом работали чабанами, скотниками.
Когда отцу исполнилось 43 года, он трагически погиб. Тогда я и не подозревал, что и с мамой моей тоже случится несчастье. В 2000-х годах, когда мы жили уже в Улан-Удэ, она пошла снимать пенсию с карточки в банкомате, и какие-то отморозки ударили ее железным прутом по голове, ограбили. Этих хулиганов так и не нашли, а с той поры у мамы были постоянные приступы головной боли, временные провалы в памяти. Но она все понимала, могла себя сама обслуживать. Как-то раз она пошла в магазин за хлебом и молоком и больше не вернулась. Полиция ее тоже не нашла. Это был 2004 год.
Она мне до сих пор снится, ласково и грустно смотрит на меня и молчит. Я верю, что, вполне возможно, она найдется. У нас когда Великая Отечественная война была? А до сих пор людей находят. 28 января ей исполнилось 82 года. Может быть, кто-то знает что-то о ней. Ее зовут Мария Ринчиновна Доржиева, 1936 года рождения.
Зарплата в виде мешков с мукой
После окончания курумканской средней школы я поступил в техническое училище, выучился на шофера-тракториста. Немного отработал на тракторе. Потом водил бензовоз, параллельно работал водителем в ветеринарной службе – возил ветврачей. Зарплаты, «живых денег», мы почти не видели в селе. То мешок сахара привезут, то муки. Поэтому я решил перебираться в город. В Улан-Удэ снял квартиру, устроился на работу.
Кем только не работал
Где я только не работал! На ЛВРЗ начинал с чугунолитейного цеха. Потом в аппаратном трудился. Затем в вагоноремонтном и цехе металлоконструкций. В общей сложности отдал ЛВРЗ 15 лет. Работал военнослужащим по контракту. Был грузчиком, кочегаром, дробильщиком зерна и еще много чем занимался.
Пять лет я отработал в «Байкальской лесной компании», но потом организация обанкротилась и закрылась. Пришлось срочно искать новую работу, тогда я и пришел работать кондуктором трамвая.
«Это моя стихия»
В первый день работы кондуктором, признаюсь, было сложно. Меня раздражал постоянный шум, например, что постоянно дребезжат стекла в вагонах во время движения. А один раз и вовсе стекло выпало из рамы и упало внутрь, благо никто не пострадал.
Но в какой-то момент раздражение ушло, и я вдруг почувствовал себя в своей стихии. Мне нравится работать кондуктором. Нравится этот распорядок почти военный, что нужно вставать, когда все спят, заполнять накладные, нравится четкость во всем. Нравится общаться с людьми.
Тем более что сейчас многое изменилось в хорошую сторону. Стали выдавать спецодежду, утеплили трамваи, поставили печки, тепловые пушки. Установили валидаторы. Повсеместно заменяют рельсы на новые, и тогда трамвай едет как по маслу.
«Знаю всех пассажиров в лицо»
Я с 2012 года работаю в трамвае. Поэтому большинство пассажиров уже знаю в лицо. Помню даже, кто и на какой остановке заходит или выходит. Некоторые пассажиры и меня тоже узнают, называют по имени-отчеству. Особенно пожилые люди.
Выслушать и утешить
Бывает, пассажирам необходимо просто выговориться. И тогда они начинают беседу со мной. Конечно, это в основном бабушки. Рассказывают о том, какую пенсию получают, как им сложно прожить на нее. Как правило, речь идет о суммах от восьми до пятнадцати тысяч, почти все уходит на оплату ЖКХ и лекарства. Но есть среди бабушек и «олигархи», которые получают чуть больше своих сверстниц – например, 18 тысяч. Знаете почему? Потому что одна нога парализована, или она незрячая, или еще какое-то увечье есть...
Стыдно и больно слушать такие истории. Человек 30–40 лет отработал в колхозе, или на заводе, или на фабрике, а потом на пенсии нищенствует вот так. Обидно, конечно, за людей, за наше государство. Я пытаюсь людей утешить словом или помочь хотя бы советом, подсказываю, какие справки надо собрать, чтобы надбавку сделали, или чтобы оформить жилищно-коммунальную субсидию.
Бывают и хамы, и дебоширы среди пассажиров. Бывает и такое, что оскорбляют. Я стараюсь не реагировать на таких людей. Иначе сам себе настроение испортишь. Они себя в первую очередь таким поведением оскорбляют. Если дело заходит далеко, мы вызываем полицию.
Трамвайная романтика
По сей день люди верят в счастливые билетики. Сразу принимаются рассматривать билет, который я выдаю, подсчитывают цифры. Обернувшись по сторонам, убедившись, что никто не смотрит, тут же поедают эти бумажки, даже не доехав до нужной остановки. Как правило, это молоденькие девушки. Я с юмором отношусь к этим вещам, говорю, давайте я нарисую вам любое число. Смеются, смущаются сразу.
Раньше в трамвае парни знакомились с девушками. Сейчас такое происходит очень редко, разве что если из тюрьмы вышел мужчина, он начинает клеиться ко всем подряд. По наколкам видно, что только «оттуда». Вот у них часто лирическое настроение возникает и тяга к знакомствам.
Гид для иностранцев
Улан-Удэ очень изменился, стал неузнаваемым. Часто встречаю тех, кто покидал республику надолго. Они приятно поражены, красиво, говорят, стало. Да и люди становятся добрее, уже не такие закрытые и хмурые, как раньше.
Поэтому, конечно, когда садятся в трамвай иностранные туристы и что-то спрашивают, я с удовольствием им показываю и рассказываю все, что знаю. Горжусь нашим городом. Могу и немного на английском поговорить с ними. Они всегда удивляются, спрашивают: «Вы знаете английский?». Отвечаю, что, мол, немного.
Депутаты на трамваях не ездят
Какой контингент ездит? Конечно, чаще всего это люди с маленьким или средним достатком. Депутатов наших я в трамвае не вижу. Только один раз я ехал вместе со слугой народа. Это было когда один из парламентариев «прославился» тем, что наехал своим джипом на гаишника. Видимо, прав лишили на время, и он сел на трамвай. Потом больше я его не видел.
Молодежь в кондукторы не идет
Среди кондукторов мало молодых людей. Вставать в три-четыре утра им не хочется. Хотя зарплата у нас поднялась, например, у меня было 11 тысяч когда-то, а сейчас выходит до 20. Жаль только, что большую часть приходится отдавать за аренду жилья – до сих пор своего угла у меня нет.
Я бы не смог себе простить
Конечно, мечтаю о том, что когда-то у меня будет свое жилье, машина. Есть какие-то планы. Хотелось ли забрать найденные деньги себе? Ни в коем случае. Я б себе не простил тогда. Совесть мне не разрешает. У каждого порядочного человека главное мерило – совесть, и тут любые соблазны ни при чем. Тем более, я в Бога верю. В общем, чужое брать – для меня табу.
В первый раз пассажир забыл на сиденье кошелек с банковскими картами и наличными деньгами. Потом женщина оставила новую норковую шубу с ценником, не помню, кажется, тысяч 90 там было написано. И вот недавно полячка у нас ехала, забыла портмоне. Внутри были и рубли, и евро. Потом выяснилось, что там, в общей сложности, было 100 тысяч рублей. Конечно, я по инструкции поступил, все передал диспетчеру. Потом девушку нашли, все ей передали, она была очень благодарна. Но я не считаю это подвигом. Так каждый должен поступать.
Чтение – как способ отвлечься
Дома у меня нет ни телевизора, ни компьютера. Осознанно не покупаю. Зато есть книги, я люблю читать. Это способ отвлечься от рутины, отдохнуть. Играю в шахматы иногда со знакомыми. Гуляю. Хожу в церковь.
Хочу любви
Так сложилось, что все мои браться и сестры уже давно имеют свои семьи, детей, а я нет. Конечно, мне тоже хочется найти свою любимую. Но пока не получилось. Вот только женщины, которые курят или выпивают, мне не нужны. Как с такой целоваться? А вообще у меня не так уж много «пунктиков». Хочется, чтобы моя будущая жена была общительная, открытая, честная. А самое главное, чтобы, как говорится, и в болезни, и в здравии, и в нищете и богатстве – словом, всегда была со мной, несмотря ни на что. И я отвечу ей тем же. Буду очень благодарен газете «Номер один», если вы поможете мне познакомиться с хорошей женщиной и построить семью!
Василиса Шишкина, «Номер один».
P. S. Номер телефона Кима Васильевича можно узнать в редакции нашей газеты.