«Белая» гвардия Сагаалгана

В Бурятии регистрируют свои молочные бренды
A- A+
В дни Белого месяца интересно присмотреться к молочной отрасли республики. Ведь молоко и молочные продукты – это «белая» пища – культовые кушанья Сагаалгана.

Сейчас молоко не относится к профильным направлениям регионального АПК. Делается упор на мясное скотоводство. Цель добиться стопроцентного обеспечения региона собственным коровьим молоком (и продуктами переработки) не стоит. В хозяйствах всех категорий в том году произведено 175,5 тысячи тонн. Это покрывает около 60 процентов потребности региона.

Тем не менее местная «молочка» была и будет на достойном уровне. В республике работает, развивается целый ряд предприятий. Ведется работа над созданием новых молочно-товарных ферм. Бурятские «молочники» – «белая» гвардия перерабатывающей отрасли.

Продукция на 400 миллионов

В прошлом году двадцать предприятий, которые занимаются переработкой молока, реализовали продукции на сумму более 400 миллионов рублей. Молока по Бурятии было закуплено 9,5 тысячи тонн (на тысячу тонн больше, чем в позапрошлом году). И все шире вовлекаются частные подворья – закуп там заметно вырос. Даже в отдаленных районах создаются сельхозкооперативы по закупу и переработке.

«Многие из кооперативов поставляют продукцию в учреждения бюджетной сферы», отмечают в правительстве.

Заметно вырос выпуск сливочного масла (на 19 процентов) и жирных сыров (на 33 процента).

«Предприятия стараются разнообразить ассортимент, разрабатывают новые продукты и технологии, в том числе традиционные бурятские молочные продукты. На рынке появился сушеный творог, «Оронгойский сыр».

Создаются и собственные торговые марки. Например, в прошлом году была зарегистрирована торговая марка «Бичурский маслозавод». Регистрируются торговые марки по бурятскому сыру. Наши покупатели отдают предпочтение местной продукции – она производится на месте и всегда свежая, качественная», – говорит Татьяна Полозова, заместитель председателя комитета по производству и переработке сельхозпродукции минсельхозпрода Бурятии.

Молокоперерабатывающим предприятиям оказывают поддержку. Так, по закупленному спецавтотранспорту (рефрижераторы и молоковоз) в 2017 году выделены субсидии ООО «Берилл» и Бичурскому маслозаводу.

Бюджет стимулирует и увеличение надоев, сдачу молока на переработку. Сдавать надо на предприятия в республике, а не, допустим, в Иркутскую область. Таким способом производителей молока подталкивают к  сотрудничеству с местными партнерами. В целом такая политика противодействия «утечки» молочного сырья за границы Бурятии дает результаты.

«Проблема возникала летом, когда нестабильно работало «Молоко Бурятии». Но сейчас, в зимнее время, в межсезонье, такой проблемы не возникает. В республике достаточно высокие закупочные цены – от 20 до 25 рублей за литр молока.

А в центре России все непросто –  идет большой поток белорусской продукции, и закупочная цена упала до 17 рублей.

Молоко, сливки, «вакуумная» брынза

В Кабанском районе работает известное предприятие – ФГУП «Байкальское». Полный цикл, продукция из собственного молока, есть и площади под выращивание кормов.

Переработку ведут на израильском оборудовании. Продукцию поставляют по своему району, а также в Прибайкальский район и в  Улан-Удэ. Продукция «Байкальское» экологически безопасная, со стабильно высоким качеством, без добавок.

Животноводческая ферма в Каменске встречает ядреным запахом корма, который едят коровы. Стада разведены по большим загонам.

«Здесь бык молодой», – поясняют работники, когда идем мимо одного загона. И действительно, слышны трубные звуки быка. Охраняя коров, он подходит к ограждению, бьет копытом, угрожающе наклоняет рога. Поддев снизу, горячий каменский бык срывает с ограждения одну доску.

«Наше хозяйство находится в пяти селах. Всего у нас три молочно-товарные фермы, а также одна откормочная ферма – племрепродуктор по казахской белоголовой породе мясного направления. Всего у нас 1738 голов, из них 465 – молочного направления», – говорит Виктор Терентьев, директор ФГУП «Байкальское» ФАНО России.

Аграрное предприятие развивает свой «молочный» бренд «Молочные реки» из более десяти наименований – масло, брынза в вакуумной упаковке, сыры, сливки, творог, молоко и др. В 2017-м «Байкальское» нарастило переработку молока на 28 процентов в сравнении с 2016 годом.

На рынке набирает обороты конкуренция. Но пути развития есть.

«Есть мечта построить современную ферму. У наших соседей есть уже беспривязное содержание. У нас привязное. Для этого необходимы инвестиции порядка 50–60 миллионов рублей. А «длинных» инвестиционных кредитов с доступным процентом нет», – отмечает директор.

Господдержка, которую получает «Байкальское», радует предприятие. Так, здесь отмечают удешевление электроэнергии, которое произошло в республике с приходом Алексея Цыденова.

«Для нас это экономия порядка 700 тысяч рублей в год», – подчеркивает Виктор Терентьев.

Своя, проверенная, молочная отрасль нужна Бурятии. Чем больше ее поддержат, тем сильнее будет эффект. А это по силам каждому из нас. К примеру, на Сагаалган купите свое, бурятское. 

Леонид Григорьев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.