Капитальная неразбериха

Жители жалуются на несогласованность фонда капремонта и управляющих компаний
A- A+
Почему капитальный ремонт в Бурятии проводится неполноценно? Кто контролирует рост численности работников фонда капремонта? Кому уходят банковские проценты от денег, собираемых с населения? Депутаты Народного Хурала на очередном заседании пытались разобраться в нюансах нашумевшей программы.

Семикратный рост

Как известно, в Бурятии программа капитального ремонта многоквартирных домов стартовала в 2015 году. Стартовала не без шума: население активно возмущалось введением очередных коммунальных сборов, именуемых «взносами на капитальный ремонт». Однако прошло уже почти три года, и сегодня отношение жителей Бурятии к программе изменилось от общего к частному. Теперь мало кто возмущается необходимостью капремонта в целом, зато есть возмущения, касающиеся отдельных элементов этого процесса.

Впрочем, чиновники исполнительной власти отчитываются о работе в этом направлении в позитивном ключе. И действительно, итоги работы фонда капремонта внушают оптимизм.

– Объем отчислений взносов на капитальный ремонт на 1 января 2018 года – 1544 миллиона рублей. При этом объем сборов составил 1146 миллионов рублей. Собираемость средств в 2017 году составила 83,3 процента. Освоение средств – 445,7 миллиона рублей, – рассказала депутатам на заседании Совета Хурала исполняющая обязанности гендиректора фонда капремонта Елена Ткаченко.

Уже в этом году завершены работы по ремонту 27 домов, на 48 домов объявлены электронные аукционы по выбору подрядчиков. Сейчас работы ведутся в 55 домах.

– С начала реализации республиканской программы освоено 445,7 миллиона рублей. Темпы освоения средств в 2017 году увеличены в 2,4 раза по сравнению с 2016 годом и в 7,5 раза – к уровню 2015 года. В 2018 году запланировано проведение работ в 186 домах на общую сумму 426 миллионов, разработка проектной документации на общую сумму 445,5 миллиона рублей, – перечисляла Елена Ткаченко.

Взносы под процент

Другими словами, растет и собираемость, и темпы освоения денег. В среднем в год фондом капремонта собирается около полумиллиарда рублей. 

– У нас на остатках порядка 580 миллионов рублей. Мы увеличиваем объем работ, для того чтобы выйти на плановый режим работы. Мы имеем право использовать только 70 процентов средств. 30 процентов – как элемент финансовой устойчивости фонда – переходят на следующий год, – докладывал депутатам министр строительства Бурятии Николай Рузавин.

Парламентарии, в свою очередь, задались вопросом: какова судьба процентов, начисляемых на собранные взносы? И есть ли вообще такие проценты?

– Эти деньги лежат на специальном блокированном счете, они не подлежат использованию, не подлежат расходованию. Они на депозитном счету лежат, и проценты начисляются на счета граждан. Они не подлежат использованию фондом для своих целей, – спешил разъяснить ситуацию Николай Рузавин.

К слову, как сообщила уже после заседания Елена Ткаченко, законом установлены достаточно жесткие требования к банкам, которые претендуют на то, чтобы держать на своих счетах собранные с населения взносы.

– В 2014 году мы провели первоначальный отбор, выиграл банк ВТБ. В соответствии с республиканским законодательством мы провели в 2016 году такой же отбор – снова выиграл банк ВТБ. И на сегодня данный вопрос регулируется уже российским постановлением, то есть эта система теперь – единая для всех, – пояснила она.

Не договорились

Между тем на заседании выяснилось, что жители имеют претензии к фонду капитального ремонта в части согласованности действий с управляющими компаниями и ТСЖ.

– Отрегулировано ли взаимодействие фонда капитального ремонта с управляющими компаниями, ТСЖ? Пример приведу: заходят ремонтировать отопительную систему. Полномочия фонда капитального ремонта – ремонт магистральных линий. А батареи, отводы, внутренняя разводка – это все управляющая компания. Получается как: взаимодействия нет, разъяснительной работы нет. Татауровский дом полгода ремонтировали, люди на чемоданах просидели все лето. Заменили магистральную линию, а это все осталось гнилое, – сокрушался депутат Сергей Мезенин.

Министр строительства на это ответил, что фонд должен проводить общее собрание жильцов, перед тем как начать ремонт. И на этом собрании собственники могут выбрать дополнительные работы – уже за свой счет. Конечно, если есть желание.

– Желание было, но оно не было реализовано. Какие-то организационные работы должны быть, взаимодействие с управляющими компаниями и ТСЖ слабое, – подвел черту Сергей Мезенин.

Спикер Хурала Цырен Доржиев, в свою очередь, поддержал коллегу и предложил протокольно оформить это замечание.

Вычеркнутые из жизни

Проблемы возникают и с подрядчиками, которые проводят работы. Как известно, организации, которые участвуют в закупках по капитальному ремонту домов, должны состоять в специальном реестре добросовестных подрядчиков. Однако этот факт не дает стопроцентной уверенности, что подрядчик выполнит свои обязательства без нарушений.

– В 2017 году, к сожалению, мы столкнулись с недобросовестными подрядчиками. Были затянуты сроки в Прибайкальском районе. В Онохое нам пришлось привлекать иную подрядную организацию, для того чтобы не было срыва отопительного сезона. Фондом были приняты меры по исключению данных подрядных организаций из реестра. Они на сегодня не вправе участвовать в программе капремонта, – рассказала Елена Ткаченко.

Кроме того, в 2017 году фонд капремонта Бурятии столкнулся с тем, что подрядные организации допустили повреждение имущества собственников. 

– В соответствии с условиями договора они должны возместить ущерб из собственных средств. Но, учитывая, что количество домов ежегодно увеличивается, количество приходящих подрядчиков также увеличивается, мы приняли решение, что, помимо обеспечительных мер, во время проведения работ необходимо страхование рисков, – заявила Елена Ткаченко. 

К слову, республиканский реестр добросовестных подрядчиков в Бурятии формирует агентство по госзакупкам. Сейчас в реестре числится 93 организации.

Рост под надзором

Дебаты разгорелись и вокруг вопросов, касающихся деятельности фонда капремонта. Например, речь зашла о численности работников организации. С 2015 года число сотрудников постоянно увеличивалось. С 25 человек фонд вырос до 37. В плане на 2018 год – рост до 43 человек.

– У вас где-то регламентировано, что вы не имеете права просто так увеличивать численность? Что численность зависит от сборов или от объемов выполнения строительно-монтажных работ? В бюджете у нас есть серьезная строка, что бюджетные учреждения не имеют права увеличивать численность служащих. А у вас где-то есть? 25 было, 37 стало, – задавался вопросом Цырен Доржиев.

Выяснилось, что прямой нормы, регламентирующей количество работающих в фонде сотрудников, сегодня нет. По словам Елены Ткаченко, численность зависит от объемов работ. Но формально это нигде не закреплено.

– Я напомню, когда утверждался республиканский закон о проведении капитального ремонта, предусматривалась штатная численность порядка 55 единиц. Но в начале работы такая численность не требовалась. И теперь мы в 2018 году выходим уже на плановый режим работы. В дальнейшем увеличения штатной численности не будет. Сейчас это приведение к необходимым нормативным показателям, – говорила и. о. гендиректора фонда.

Тем не менее на заседании Совета Хурала численность решено было ограничить соответствующим нормативным актом.

– А так фонд соберется, чай попьют, могут и до 100 человек увеличить. Такого не должно быть, – говорил спикер. – Были у нас фонды в Бурятии, которые наживались, а потом исчезали. Некоторые из членов правительства, замов, этими фондами руководили. И до сих пор ни одна волосинка не упала. И еще хотим списывать эти деньги.

Верните три миллиона

В конце заседания слово взяли представители Счетной палаты Бурятии. Эта организация провела проверку фонда капремонта. И обнаружила множество нарушений.

– По деятельности фонда капитального ремонта среди основных нарушений было выявлено утверждение объема административно-хозяйственных расходов без финансово-экономических обоснований. Отсутствие нормирования размера расходов, осуществляемых за счет субсидий из республиканского бюджета. Несвоевременно утверждаются отчеты о деятельности фонда, его бухгалтерской отчетности, – перечислял представитель Счетной палаты республики.

По итогам проведенной проверки ведомство направило фонду капремонта свои предложения на 96 страницах. В их числе – более 20 пунктов нарушений. Также нестыковки были найдены в части расходования средств.

– 281 тысяча рублей – это неправомерно использованные средства республиканского бюджета. И 1,6 миллиона рублей – избыточно использованные средства сверх утвержденных нормативов. Итого, в нашем представлении – около трех миллионов на возврат в республиканский бюджет, – пояснил представитель Счетной палаты.

То есть, несмотря на позитивные итоги и впечатляющие цифры, властям еще есть над чем работать. Многочисленные недочеты, недоработки сегодня играют роль своеобразной ложки дегтя, которая портит общее впечатление от проделанной работы. Впрочем, программа капремонта только-только начинает работать в полную силу, а значит, при должном внимании любые вопросы можно решить в кратчайшие сроки.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.