Оппозиция: мифы и реальность

Почему свидетели ельцинской эпохи хотят голосовать только за Путина
A- A+
Владимир Путин снова участвует в выборах, надеясь идти на новый срок. Оппозиция всех мастей много лет критикует деятельность Путина, стремясь демонизировать его образ. Да, в стране хватает проблем – а где их нет? Но попробуем взглянуть на ситуацию трезво, просто сравнив, что было и что стало. 

Встали с колен

Отметим, модная медийная повестка далеко не всегда отражает реальное состояние дел в обществе, не говоря уже об оппозиционной пропаганде. Для начала вспомним, какую страну принял Владимир Путин в далеком 2000-м. Разоренный бандитский анклав с кровоточащей раной на Северном Кавказе, с международным авторитетом ниже плинтуса и деморализованным населением. 

«Очевидно, что многие из нас окончательно забыли девяностые и двухтысячные годы. Тогда напомню, что в девяностые годы произошел развал Советского Союза и фактически начинался развал Российской Федерации. На Северном Кавказе бушевала самая настоящая и жесточайшая война, каждый день там гибли люди, российские военные и милиция несли огромные потери. Людей систематически похищали, проводились теракты в Москве и Питере. Начался парад суверенитетов, а Ельцин объявил российским регионам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете!». Страна буквально стояла на коленях, находилась в тяжелейшем экономическом, политическом, социальном кризисе», – говорит политобозреватель Биликто Дугаров.

Жизнь того жуткого периода помнят многие. Что изменилось с тех пор, видно всем. За 18 лет правления Путин, может, и не сделал из страны рай, но надо признать, что жить стало значительно комфортнее. Что-то стало со скрипом, но возрождаться, приходить в порядок. 

Напомним, что происходило в знаменитые 90-е. Люди, заставшие ельцинскую эпоху,  хорошо помнят тогдашнюю атмосферу безденежья, упадка, анархии и какой-то безнадежности. 

– Я-то отлично помню то время, когда мать денег даст на обед, а он со вчерашнего дня уже дороже стал в два раза. В магазине цены каждый день менялись. Сторублевая купюра 1993 года из фантика к 2005 году и вовсе превратилась в фантик в кубе. По полгода зарплату не выдавали. Алкоголик Ельцин тогда правил, дружил с Западом, песни им там пел. Собак бродячих совсем не было, всех сожрали. Половина друзей и просто соседей сдохли от водки, наркоты, голода и болезней. Сейчас такого ужаса нет. И хоть я и не все могу себе позволить, уверенности в жизни больше. Не так, как хотелось бы, но поболее, – вспоминает фотоблогер Алексей Сватов.

Изобилие или нищета? 

Все годы правления Путина не стихают разговоры про падение уровня жизни, обнищание населения. Вот только все эти годы чуть ли не каждый месяц на каждом углу открывается то супермаркет, то ресторан, то специализированный магазин или салон красоты. Порой появляется разная экзотика вроде барбершопов, центров диетического питания и прочего. По крайней мере в провинциальном Улан-Удэ это так. А еще всевозможные салоны красоты и развлекательные комплексы появляются уже в крупных поселках отдаленных сельских районов. Кто-то же в нищающей стране оставляет деньги во всех этих заведениях и излишествах? Вряд ли у обедневшего населения будут востребованы многочисленные службы доставки роллов или английские пабы.

А как за время Путина изменился Улан-Удэ? Сколько в городе было построено новых зданий, эстакад и развязок, отремонтировано улиц! Теперь сравните эту картинку с  мрачной атмосферой гниения в предыдущий период. Изменилось все, вплоть до мелочей. К примеру,  посмотрите, как удобно для посетителей сейчас стараются обставить учреждения вроде МФЦ, Сбербанка и даже приемной Росгвардии.

Возьмем промышленность. За время правления Путина снова стали строиться заводы, дороги, электростанции. Пусть и не в таких объемах, как при СССР. Ведутся меры по восстановлению в России в прежних объемах станкостроительной отрасли. Если нужны наглядные примеры, вспомним, сколько дорог было построено и отремонтировано в Бурятии, начиная с «нулевых». Можно вспомнить солнечную электростанцию в Бичуре. В соседнем Забайкальском крае была построена железная дорога от Нарына до Газимурского завода длиной 223 километра, ее строили с 2007 по 2015 год.

Напомним, как на том же Улан-Удэнском авиазаводе в 90-е люди чуть ли не годами не получали зарплату, сейчас же работающие там получают весьма прилично. Можно упомянуть, сколько внимания уделяется разным программам подготовки руководящих кадров. И это притом что вообще-то экономика у нас капиталистическая, и государству часто не с руки напрямую вмешиваться в дела хозяйствующих субъектов.

Другой показатель – сельское хозяйство. Советский агропромышленный комплекс оказался полностью разорен в ходе перестроечных реформ. Тем не менее за время путинского правления урожайность зерновых выросла настолько, что мы вновь поставляем пшеницу на экспорт, как в дореволюционные времена.

Удар по криминалу

Сумму внешнего государственного долга России тоже удалось значительно сократить, по сравнению с ельцинской эпохой. На 2000 год он составлял 158,7 миллиарда долларов, сейчас – 51,2 миллиарда долларов. За путинское время удалось снизить более чем втрое.

Или возьмем такой показатель, как уровень преступности. Как обстояло дело в 90-е, люди постарше помнят очень хорошо. Сейчас обыденные тогда вещи отошли в сферу преданий, криминальная вакханалия ушла в прошлое, став чем-то вроде эпохи «сухого закона» в истории США. 

– Кто помнит, тот вздрогнет. Когда ты на улицу выходил и не знал, чем на жизнь заработать и в каком виде тебя домой доставят? Зато в каждом киоске «мерзавчики» водочные, по ТВ – «живите как можете», и «братки», обнаглевшие в корень. Хорошо жили бандиты, кидалы и начальство. Нормальный человек в бизнес пойти не мог, давили на взлете, мне две фирмы загубили. Я лично намерен сделать все, чтобы это время не вернулось, – говорит тункинец Егений Плотников.

Отметим, по данным сайта crimestat.ru, с 2010 года количество зарегистрированных преступлений постоянно снижалось, хотя и был всплеск в 2015 году на фоне «долларового кризиса», но потом уровень преступности упал еще ниже даже цифр 2014 года.

Военная мощь

В 90-е в России разрушались военные городки и ракетные базы, «военнослужащий» было синонимом слова «нищий», дезорганизованная армия терпела поражения от банд террористов. Сейчас разрушенные воинские части снова отстраиваются, в войска поступает новая техника, офицеры ездят на службу на хороших машинах. А российская армия успешно громит и грузинские войска, и террористов в Сирии. А ведь совсем недавно казалось немыслимым, что Россия может, подобно США, отстаивать политические интересы на дальних рубежах, бомбя враждебные режимы.

На Кавказе больше не гибнут срочники, а остатки бандформирований уничтожаются лояльными Москве бывшими боевиками или силовиками-профессионалами.

В общем, если сравнивать с 90-ми, разница все-таки очень существенная. Отмечу, в «белоленточные» ряды очень много вступает молодежи, которая той поры в сознательном возрасте не застала, им не с чем сравнивать. Но люди постарше нынешние блага очень даже ценят.

– Окончена война в Чечне, народ стал лучше есть, покупать больше бытовой техники, автомобилей. Жизнь стала сытнее, стабильнее, проще. Синтез позднего советского времени и американской мечты, – считает шофер Андрей Пляскин.

Много говорится про коррупцию нынешней власти. Но кто сказал, что при оппозиции ее станет меньше? Если приглядеться, в оппозиционных движениях полно тех еще упырей, которым просто не досталась кормушка. Политика вообще вещь такая – на высоких ее уровнях святых идеалистов не бывает в принципе.

Стабильность как основа

Возьмем национальный аспект. В 90-е страна трещала по швам, все хотели урвать суверенитет. В «нулевые» пришлось расхлебывать последствия, были перекосы, когда в национальной политике чрезмерно заострили внимание на борьбе с русскими ультраправыми. Но в 2010-е начали помаленьку выправлять и этот дисбаланс, давать по рукам и местечковым национал-радикалам в национальных регионах. В Бурятии лица с сепаратистскими взглядами внезапно осознали, что соответствующие статьи УК РФ едины для всех, независимо от национальности.

При Путине испортились отношения с Западом? Так это ж хорошо: если тебя ругает враг, значит, ты делаешь все правильно. Дружба–«не разлей вода» с Европой и США была в период 90-х, когда страну ломали на куски, и отношения стали портиться аккуратно с 2000 года, когда бардак стали приводить в порядок.

Есть еще такой момент, как опыт работы. У Путина опыт управления крупной державой есть. Ни один его соперник опыта работы в правительстве на федеральном уровне не имеет. В лучшем случае опыт руководства своей партией или своим предприятием. Вообще, если задаться вопросом, кто может взвалить на себя бремя проблем, которые предстоит решать в России и вне ее? Собчак? Даже не смешно. Грудинин? Так у совхоза и у страны все же масштабы разные. Жириновский? Реально отвечать за политику страны – это не эпатажные выкрики с трибуны. Теоретик и политический неудачник Явлинский? «Никакой» Титов и вынырнувший из забвения Бабурин? Лидер партии-спойлера Сурайкин? Как-то не верится, что кто-то из них справится хотя бы не хуже. 

В стране по-прежнему много проблем, но их пытаются решить. Нет, я далеко не поклонник Путина, скорее наоборот. Я – поклонник стабильности в стране, заставший 90-е. И мне не хочется, чтобы стало хуже. Но никого ни к чему не призываю, просто излагаю пищу для размышлений. За кого голосовать – пусть люди решают сами.

Станислав Сергеев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.