19.03.2014 в 10:18

Дроны в небе Бурятии

Раньше землеустроительное дело было занятием достаточно трудоемким. Приходилось искать межевые знаки, пункты триангуляции или другую геодезическую сеть, работать с ними. Сейчас на службе у землеустроителей новые технологии
A- A+
Ветераны границ 

Кто является первым землеустроителем Бурятии? Газете «Номер один» удалось найти его! Как оказалось, обладателем лицензии № 1 на проведение землеустроительных работ в РБ является компания «Ориент».

«Старейшей организацией нас назвать, конечно, нельзя, – уточняет Батор Батоев, генеральный директор ООО «Ориент». – Была организация «Гипрозем». Сейчас ее уже нет. Вот она-то и являлась в нашем регионе старейшим землеустроителем. Но в новейшей истории, когда стали вводить лицензии на землеустроительные работы, нами была получена лицензия № 1».

Возможно, компания и не стала бы обладателем самой первой лицензии. Но так сложились обстоятельства. Даже в расцвет горбачевской эпохи перестройки, ускорения, самоокупаемости и хозрасчета никакого «Ориента» не было. Было хозрасчетное бюро Госстроя Бурятии.

«Хозрасчетные бюро всегда сами зарабатывали себе на хлеб, на бюджете не состояли. Но они по всей стране были ликвидированы. После приказа о ликвидации мы были вынуждены организовать ООО. Обратились в Роснедвижимость, и в 1991 году нам была выдана лицензия № 1. В то время как раз организовалась Роснедвижимость, и, по сути, началась работа по землеустройству», – вспоминает былое Батор Батоев.

С тех пор исчез СССР. В России и Бурятии менялись президенты. Проходили кризисы, дефолт, денежные реформы. Шли войны, исчезали и появлялись «партии власти». А «Ориент» все работал. Все, что было в землеустройстве, через все прошел и «Ориент». Когда Бурятия стала заниматься землей, начали с инвентаризации населенных пунктов.

Границы каждой деревни 

«Было необходимо провести натурные земельные измерения населенных пунктов. Не хватало геодезического материала, не было съемки. Одновременно выполнялась съемка населенных пунктов и уточнялись площади землевладений. Объем работ был огромный. По нашим подсчетам, мы тогда выполнили 47 % всего объема работ по инвентаризации населенных пунктов в Бурятии. Нами были проинвентаризированы, например, г. Гусиноозерск, с. Бичура, другие крупные села», – рассказывает наш собеседник о начале землеустройства современной Бурятии.

По завершении работ местные власти получили актуальные сведения для исчисления налогов. Так, в Гусиноозерске это привело к росту поступлений земельного налога в 4 раза.

Социализм на селе рухнул. Лозунг «все вокруг колхозное, все вокруг ничье» стал не так актуален. В капитализме понятия прямо противоположные – это мое, вот мои границы. Бывшие «общие» сенокосы, пастбища и пашни разделили на условные паи и раздали сельчанам.

«Чтобы люди могли получить свои земельные доли «в натуре», им надо было помогать. Тогда по заказу минимущества в республике была создана опорно-межевая сеть», – вспоминает Батор Батоев.

Поясним, что эта сеть представляет собой комплекс из закрепленных в земле пунктов (знаков). Пункт окапывался, а рядом стоял опознавательный столб. Точность закладки пунктов была весьма высокая. 

С опорой на эти пункты можно было даже простыми средствами измерения «нарезать» паи на местности. Работники «Ориента» создали такую сеть в 13 районах Бурятии. Почти все начальное кадастровое деление республики было также осуществлено «лицензиатом № 1».

В землеустройстве есть свои тенденции. Быстрее всех важность земельных границ поняли крупные фирмы и власть. Поэтому в 90-е годы основными заказчиками были юридические лица, ведомства, структуры. Физические лица землеустроительных работ заказывали не очень много.

«Мы были одними из пионеров, когда началось выделение земельных долей «в натуре». Особенно в Бичурском районе... И до сих пор работаем с этим. В целом круг клиентов, конечно, изменился. Сейчас в основном, заказы идут от частных лиц», – рассказывают землеустроители.

Крупная, историческая работа была проведена для «Бурятэнерго». Почти 70 % столбов электропередач, установленных на земле республики, поставлено на учет «Ориентом». Отмежеваны все высоковольтные линии и т.д. «Нашими людьми была пройдена каждая опора», – говорит генеральный директор. – Потом, мы ставили на кадастровый учет дороги. Делали межевание, в основном, региональных автомобильных дорог, хотя были и федеральные».

Теперь большие заказы идут реже. Только в связи с новыми проектами. Интересный факт, когда строился трубопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан», отодвинутый от Байкала лично Путиным, бурятские землеустроители вели в Иркутской области межевание этого нефтепровода.

Первый частный беспилотник 

Самые продвинутые землеустроители сейчас работают со спутниковой референцной сетью.

«Стало гораздо проще выполнить межевание. Для нашей сложно-пересеченной местности наличие такой сети трудно переоценить. Тем более что сейчас в республике, в стране, на кадастровый учет будут ставиться леса», – отмечает наш собеседник.

В 90-е годы основными орудиями труда были лазерные дальномеры, мерные линейки нивелирные, простые теодолиты... 

Сейчас же «надо постоянно держать «нос по ветру». Так, в прошлом году нами был приобретен беспилотный летательный аппарат фирмы «Тримпл», стоимостью 1,5 млн. Это мировой лидер в производстве геодезических материалов», – говорит руководитель компании.

Беспилотник можно запускать над опорными точками и делать «рисовку» – «дрон» летает по нужному маршруту, фотографирует. Когда он возвращается, данные переносятся в компьютер. Это очень сокращает время работы, т.к. человеку уже не надо идти по этому маршруту. Беспилотник позволяет снимать большие площади. Высота полета, в среднем, 150 м. С его помощью можно рисовать даже трехмерные модели.

В свое время компании довелось делать серьезные изыскания на горе Бычья (туристская зона). Например, надо было сделать съемку масштабом 1 см = 20 м. 

«Если бы два года назад мы имели этот прибор, то работу можно было бы сделать быстрее и качественнее, и в большем масштабе. Хотя и существовавшими на тот момент приборами мы сделали все на высоком уровне. Но затратили много времени, ресурсов, труда. Мы там 4 месяца работали. А имея такой прибор, могли бы примерно за 5 дней все сделать», – говорит о беспилотнике Батор Батоев.

Вообще, это, наверное, первый в республике беспилотник, находящийся в частной собственности. В жизни землеустроителя, которого работа забрасывает то туда, то сюда, бывают разные ситуации. Однажды межевали Черемшанский карьер (Прибайкальский район). Высота была приличная. На горе очень много снега. «Помню, ребята тогда путь пробивали в снегу. Получались почти что снежные тоннели, по ним и передвигались», – рассказывает наш собеседник.

А несколько лет назад, когда межевали Баргузинский заповедник, землеустроители встретили на месте огромное количество медведей. Тогда в тайге был неурожай, и звери шли к Байкалу, искали еду. Межевальщики по несколько раз за день встречали косолапых. Спасались световыми ракетами, которых медведи хоть как-то боялись... Для обеспечения безопасности группу сопровождали местные егеря. Теперь с помощью беспилотника работа межевальщика стала безопаснее.

Петр Санжиев, «Номер один». 

Все новости

ЗУРХАЙ
с 27 марта по 2 апреля

Читайте также

Большинство россиян хотя бы раз меняли профессиональную сферу
Треть (32%) опрошенных россиян никогда не меняли сферу деятельности
29.03.2024 в 14:30
В Улан-Удэ пожарные спасли 14 человек
Самостоятельно из горящего здания эвакуировалось семеро жителей
29.03.2024 в 14:19
Ведущие детские хирурги из Москвы и Иркутска посетили больницу в Улан-Удэ
Они ознакомились с работой всей больницы и провели консультации юным пациентам
29.03.2024 в 13:56
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.