21.04.2017
В Бурятии сбылись древние пророчества оракулов
Старинный Анинский дацан возвращается к людям

История самого величественного и загадочного Анинского дацана начинается с 1737 года. И сегодня, несмотря на испытания временем, оружием, варварством людей, Анинский дацан вновь возрождается из пепла. Удивительные истории о священном братстве Хранителей, хождениях сквозь стены, перемещениях по воздуху и древних пророчествах – из первых уст услышал журналист «Номер один».

Дацан, похожий на православный храм

Один из старейших дацанов Бурятии находится в 20 километрах от Хоринска. Прежде чем попасть на заветное место, нужно въехать в живописнейшую долину. Даже весной, когда природа еще не расцвела, вид на долину открывается такой, что дух захватывает. Бескрайние степи, горы, бесконечные поля – ты как будто попадаешь в другой мир, словно в фильме про волшебную страну Нарнию. В подтверждение этой игры воображения настоятель Анинского дацана Легцок лама рассказывает нам о том, что погода в этом месте всегда отличается от той, что царит вокруг. Здесь всегда дует сильный ветер, а особую энергетику легендарного, веками намоленного места чувствует на себе даже самый отъявленный скептик. 

С кем-то здесь случаются настоящие чудеса. Но в большинстве своем люди здесь просто перестают болтать и суетиться и волей-неволей задумываются о чем-то вечном. По словам ламы, летом в Анинский дацан собираются гости из разных уголков республики и даже мира. Люди разбивают палатки и несколько дней проводят в «чистом поле», ради того чтобы просто подольше побыть в этом необыкновенном месте. 

Въезжая на территорию Анинского дацана, сразу обращаешь внимание на полуразрушенное здание, издали похожее на сказочный замок. На старинной постройке здания видны следы от пуль. В 1937 году кто-то очень сильно хотел разрушить храм до основания. Дацан взрывали, расстреливали, но так и не смогли уничтожить полностью. Каким-то чудом и фундамент здания, и стены держатся по сей день.  



Интересно, что с внешней стороны дацан напоминает русскую православную церковь. 

– После большого пожара в 1811 году Хамбо лама написал прошение властям о строительстве нового храма. Губернатор Иркутской области дает указание своему архитектуру о том, что необходимо построить буддийскую кумирню (святилище) из камня. Проект готовил русский архитектор, да и мастеровые, приехавшие строить бурятский храм, тоже были русскими. Потому не удивительно, что в облике здания было много схожего с русскими православными храмами, – рассказывает настоятель дацана. 

Зато качество работы можно наблюдать воочию и сегодня: камни, кирпичи и даже штукатурка местами сохранились полностью. А вот арки, балконы и колонны и вовсе напоминают следы византийской архитектуры.

Дисциплина, как в армии

Впечатляют размеры и грандиозность величественного буддийского центра. Кроме главного – Цогчен-дугана – здесь было еще 17 малых храмов, в которых работало более тысячи священнослужителей.

В каждом из зданий стояли большие статуи тех божеств, в честь которых был построен тот или иной храм. Кроме того, в буддийском центре стояла самая огромная фигура Будды Майтрейя, высотой в 21 метр, покрытая золотом, а также гигантский – величиной больше человеческого роста – обрядовый барабан. Золотом были покрыты и двери в главный вход дацан.  Вырезанные вручную деревянные узоры были еще одной уникальной достопримечательностью храмов. 

В Анинском дацане была одна из самых сильных буддийских философских школ. Поэтому не удивительно, что именно здесь в течение 23 лет обучался будущий Пандито Хамбо лама Даша Доржи Итыгилов. 

Вокруг буддийских храмов разместился поселок, в котором жили священнослужители. Дисциплина в Анинском дацане была жесткая. Обучение и посещение дацана осуществлялось по строгому распорядку. Так, после восьми часов вечера женщинам было запрещено находиться на территории храма, где проживали монахи. А после девяти часов вечера закрывались главные ворота всего комплекса, и тогда попасть внутрь буддийского поселка было уже невозможно. 



В связи с этим есть история, в которую не все верят, но есть очевидцы, которые уверены в том, что видели чудо своими глазами. 

– Один из хувараков опаздывал на утренний хурал. Он понял, что не успевает попасть в Цогчен-дуган. Тогда он прибег к запретному приему: он чуть-чуть приподнялся над землей, и так пролетел несколько десятков метров. У ворот храма его уже ждал Гебгуй (лама, следящий за порядком), который к тому моменту уже знал о том, что один из учеников так поступит. Парня наказали за этот проступок, – рассказывает Легцок лама. 

Также очевидцы рассказывают о том, что в былые времена старейшины после проведения молебна могли прямо сквозь стены удаляться в свои покои. Позже настоятелями дацана были введены незыблемые правила: не применять свои умения и не показывать такого рода чудеса людям. Ведь вера человека должна основываться на других вещах. 

Первый визит в Бурятию царской особы

История Анинского дацана тесно связана с династией Романовых. 

– Анинский дацан знаменит тем, что тут хранились не только оригинальные петровские знамена, здесь были и все портреты императоров дома Романовых. Когда открывали большие шторы, за ними стоял бюст Екатерины II, а позади него царские портреты, начиная с Петра I, – рассказывают эксперты. 



Не удивительно, что, когда в Аннинский дацан прибыл великий князь Алексей Александрович, он не мог сдержать слезы умиления. 

– В 1873 году в Бурятию прибыл князь Алексей Александрович. Это был первый приезд царской особы в нашу республику. И царственная особа была принята только в Анинском дацане. Здесь он остановился на двое суток. Как рассказывали потом очевидцы, он был очень тронут именно тем моментом, когда перед ним открыли тяжелые шторы, и он увидел портрет своего отца, который располагался на самом почетном месте, а также портреты своих прадедов. Возле портретов было много белой пищи – сладких подношений. 

В дацане князь Алексей Романов пробыл двое суток. Кстати, многие жители Бурятии удивляются, когда узнают, что приезд цесаревича Николая II был, оказывается, не первым, а вторым (спустя 20 лет после Алексея Романова) посещением царской особой нашей республики. 

Раз в год в дацане проводили молебны в честь здравия того императора, который в тот момент был на троне. С приходом очередного царя в дацан привозили знамена с вензелями и гербом нового престолонаследника.  

– Когда восходил на трон новый царь, сюда приезжал губернатор Иркутской области или Читинской губернии и вручал знамена нового императора. При большом скоплении народа происходила церемония освящения знамени и его передача дацану. Это был одновременно и государственный акт, и большой народный праздник. 

22 хранителя святынь

В 1915 году наступили сложные времена для всей страны. Ламы Анинского дацана провели совет, на котором было принято решение о том, что ценности, имеющие религиозно-культовое значение, нужно сохранить. Для этого были избраны 22 священнослужителя, призванные быть Хранителями святынь дацана. Именно благодаря им сегодня многие реликвии благополучно возвращаются на свое прежнее место. 

Но революция 1917 года прошлась разрушительной волной по всей стране, в том числе и по Анинскому дацану. Его разгром был варварским и безжалостным. Первым делом революционеры уничтожили бюст Екатерины, вывезли в неизвестном направлении портреты государей. Была сломана статуя Будды Майтрейя. 



17 храмов были перевезены в Хоринск. Помещения бывших храмов были превращены в роддома, школы, поликлиники, военкоматы, отделы полиции и другие учреждения. Но в памяти народа эти здания так и остались навсегда  храмами. Поэтому многие хоринцы шутят о том, что им довелось родиться или учиться в «храме». 

На прежнем месте осталось только главное каменное здание Цогчен-дугана – сердце Анинского дацана. Именно о его возрождении сейчас мечтают хоринцы и многие другие люди, которые озабочены судьбой уникального исторического места. Для кого-то из них Анинский дацан – святое место, почитаемое предками, центр буддизма. Для других –  памятник истории, который необходимо сохранить, независимо от того, как ты относишься к религии. 

Спасительные помощники

Сейчас на территории Анинского уже есть два храма и несколько других построек. Исторический облик храмов помогает воссоздать учреждение по государственной охране памятников. 

– Все, что вы видите сегодня, было сделано с помощью сотрудников Службы государственной охраны объектов культурного наследия и в частности ее руководителя Ирины Александровны Петровой. Мы не знали, как в точности выглядел тот или иной храм, что там находилось. Все это помогают нам воссоздать настоящие профессионалы своего дела и патриоты. Ими была проведена в 80–90 годах громадная работа по восстановлению документов, свидетельств, в которых описывался дацан. Результатом их труда стала книга (Историческая записка) об Анинском дацане, которую мне подарили сотрудники службы охраны памятников. Хочется выразить им огромную благодарность за помощь, – говорит Легцок лама. 



Поддержку дацану оказывают и многие другие люди. 

– Иннокентий Бадараевич Дагбаев построил храм – Дворец Зеленой Тары – вместе со своей семьей. Он сделал это в память о своем дедушке-священнослужителе Анинского дацана. Кроме того, на территории дацана построили 108 субурганов. Каждый из них построила отдельная семья, это их подношение дацану. 

Теперь на территории Анинского дацана появилась новая традиция. Каждый год в последнюю субботу июля здесь проводится праздник, спортивные игры в честь 108 субурганов. Каждая из семей берет на себя организацию праздника по очереди. Таким образом в течение 108 лет здесь будут проводиться такие уникальные мероприятия. Дело своих родителей продолжат их дети и внуки. 

Роковые предсказания

И тут поневоле вспомнишь старинные предания, которые передают из уст в уста хоринцы. 

– Когда храм был разрушен, многие жители были удручены и спрашивали лам о том, когда же возродится Анинский дацан и станет таким же величественным, как прежде. Ламы отвечали: это время придет, когда сойдутся две горы возле Хоринска (Улзыта и Номин-Добун). Люди пожимали плечами: что может произойти, чтобы две огромные горы вдруг сошлись? Второе предание гласило о том, что дацан «имеет свое золото, чтобы обрести свое былое величие». И все шэрэтээ ламы с начала 90-х годов пытались найти клад на территории дацана, но все безрезультатно, – рассказывает Легцок лама. 



Впору уже было забыть о сказочных предсказаниях. Но в 1987 году между теми самыми горами была построена большая дамба высотой в шесть метров. То есть две горы и вправду соединились друг с другом. Совпадение это или нет, но именно в том же 87 году был открыт первый реставрационный счет, который положил начало работе по восстановлению Анинского дацана. Как ни странно, сбылось и второе предсказание. По крайней мере, Легцок лама уверен в этом. 

– Мы нашли продолжение той самой фразы, произнесенной одним из шэрэтээ лам. Полностью она звучала так: «Аннинский дацан имеет свое золото, чтобы обрести былое величие. Это золото – мой народ». И, действительно, сами посудите, к примеру, 108 субурганов, построенных по периметру дацана, – такую народную щедрость редко где встретишь. И люди продолжают нам помогать. Нам помогало и правительство субсидией, но большая часть средств, затраченных на строительство дацана, – это деньги «народные», – говорит настоятель храма. 

Сейчас методом народной стройки возведен пристрой к главному храму Анинского дацана. Но сам Цогчен-дуган так и остался в виде катакомб. Из-за того что храму присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения, без помощи государства никак не обойтись. Необходима разработка проекта реставрации культурного памятника, нужны немалые средства на строительство главного дугана Анинского дацана. Ведь легенды легендами, но чаще всего пророчества сбываются лишь тогда, когда этому всеми силами помогают неравнодушные люди. 



Василиса Шишкина, «Номер один»
Фото: "Номер один"
Социальные комментарии Cackle
^