Зурхай с 26 апреля по 2 мая

26 апреля – 30 лунный день

День черноватой овцы. Стихия – воздух, 3 синих мэнгэ.

День благоприятен для производства товаров, изучения астрологии, установления дружеских отношений с соседом, ведения торговли, приобретения имущества, совершения полезных личных дел, выезда в дальнюю дорогу, совершения правомерных и добродетельных дел, использования мяса, продукции из шерсти и шкуры овцы в хозяйстве, обращения в городские ведомства с просьбами, усмирения пьяных и душевно больных. 

Воспрещается изготавливать лекарства, совершать конкретные полезные дела, проводить свадебные церемонии и стричь волосы.

27 апреля – 1 лунный день

День синей обезьяны. Стихия – огонь, 2 черных мэнгэ.

День благоприятен для совершения добродетелей, обучения азбуке, чтения книг, овладения профессиональными и творческими навыками, получения наставлений по буддийским учениям, полезных дел, рытья колодца, посадки деревьев, отметки места на новом участке, рытья ямы, совершения добродетелей, проведения кузнечных работ, ношения украшений. 

Воспрещается выезжать в дальнюю дорогу, вступать в согласие и примирение, забивать скот, совершать свадебные церемонии и стричь волосы.

28 апреля – 2 лунный день

День синеватой курицы. Стихия – земля, 1 белый мэнгэ.

День благоприятен для  принятия обетов, изготовления лекарства, сватовства, выезда в дальнюю дорогу, овладения науками, интеллектуального самоусовершенствования, вступления на новую должность, издания законов, вынесения приговоров суда, посадки деревьев, рубки деревьев, отказа от клятвы, выноса из дома имущества и скота. 

Воспрещается отправка малолетних детей из дома на чужбину, учить ребенка к ходьбе, закладывать фундамент дома, проводить свадебные церемонии, переезжать на новое место жительства, сеять семена и стричь волосы.

29 апреля – 3 лунный день

День красной собаки. Стихия – железо, 9 красных мэнгэ.

День благоприятен для приобретения товаров и скота, рытья колодца, ведения домашнего хозяйства, совершения правомерных и распространенных дел, обучения технологиям искусства и профессионального мастерства, созыва собрания, рубки и обработки леса, прекращения действий клятвы и договоров. 

Воспрещается выезд в дальнюю дорогу, совершение свадебных церемоний и обрядов, начинать большое дело, переезжать на новое место жительства и забивать скот.

30 апреля – 4 лунный день

День красноватой свиньи. Стихия – небо, 8 белых мэнгэ.

День благоприятен для назначения человека на должность, продвижения по карьерной лестнице, совершения свадебных обрядов и празднеств, изготовления лекарства, совершения добродетелей, ведения торговли, рубки и обработки древесины, проведения столярных и плотницких работ, праздничных мероприятий по радостным событиям, выезда в дальнюю дорогу, встречи с большим начальством, именитым ученым, сановником. 

Воспрещается  начинать лечение, закладывать фундамент дома, переезжать на новое место жительства, копать землю, рисовать картины, обращаться в городские инстанции для решения проблем, ссориться и враждовать между собой. 

Стрижка волос – к обострению органов чувств.

1 мая – 5 лунный день

День желтой мыши. Стихия – вода, 7 красных мэнгэ.

День благоприятен для изготовления лекарства, посева семян, строительства домов, чтения сочинений по учению, обмена и продажи, совершения полезных во всем дел, возвращения долга, художественной обработки металла. 

Воспрещается выезд в дальнюю дорогу, забой скота, ловля рыб, усмирения «тяжелых духов» местностей, усыновления ребенка, совершения не приличных поступков и деяний, участие в скачках. 

Стрижка волос – к умножению собственности и скота.

2 мая – 6 лунный день

День желтоватой коровы. Стихия  - гора, 6 белых мэнгэ.

День благоприятен для обработки земли и водоснабжения, выезда в дальнюю дорогу, продажи скота, возведения городов, закладки фундамента дома, усмирения диких лошадей, обучения скота. 

Воспрещается совершать всякие осквернения, враждебные действия, начинать большое дело, изготавливать и начинать прием лекарств, вести торговлю и обмен, приводить невесту в дом, устанавливать новые дружеские отношения и стричь волосы.

Совет

Белый Старец — Божество, широко распространенное в Восточной и Центральной Азии и известное под именем Цагаан эбугена, имеет множество местных имен, так например монгольское Сагаан Убгэн известно в Монголии так же, как и Цагаан авга; буряты называют его Сагаан vбгэн; халхасцы — Цаhан буурл овгн.

По мнению ордосцев, стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в сторону, там начнется падеж скота в большом количестве и поэтому его называет «Мялзан цагаан овгон», то есть «Белый старец, повелевающий и жизнью и смертью».В Калмыкии его имя — «Джилийн эзэн» или «Джилийн Нойон», что в переводе означает «Хозяин года», под этим же именем Белый старец известен в Калмыкии, где его также называют «Цаган овген» или «Цаган авга», также «Газрын эзэн» «Делкян Цаган овген», «Делкян эзен» и «Когшин Богд» — то есть «Хозяин пространства», «Хозяин всей земли» или «Хозяин мира». Его еще считали общекалмыцким покровителем, называя Ики бурхан — «Великое божество», «Хозяин всего пространства».

Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге — супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках (прикосновение этого посоха дает долгую жизнь), сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом (персик — символ женского начала).

Еще одно из названий Белого старца — это Нуудг бурхан — «Кочующий бурхан», то есть «Возвращающий на свои кочевья в новолуние и полнолуние».
Включение образов языческого пантеона в буддизм не являлось следствием чисто механических заимствований. Для того, чтобы быть включенным в новый пантеон, дух-Хозяин места должен был преобразить себя, совершить некий подвиг, взойти на новую ступень духовного сознания, взрастить мощь более тонкого, а следовательно, более глубокого проникновения в существо мира.

Таким подвигом могло стать участие в битве с врагами истинной веры и победа над ними, достижение статуса Старца, — того состояния святости, когда одного благожелательного взора, одного жеста уже достаточно, чтобы вокруг расцвела Жизнь. В редких случаях это могла быть встреча с самим Всесовершеннейшим Буддой.

^