Высшее образование станет полностью платным

В Администрации Президента определились, как реформировать систему высшего образования. Совершенно очевидно, что нынешняя система профессионального обучения неадекватна потребностям рынка: работу по специальности находят менее 20% выпускников вузов. Чтобы не тратить бюджетные деньги впустую — на обучение остальных 80%, реформаторы предлагают ввести двухуровневую модель высшего образования и постепенно делать его платным.
A- A+
Две ступени
На первом уровне новой системы высшего образования в течение 3-4 лет студенты будут получать базовые сведения и навыки, а затем в течение двух лет могут изучать непосредственную специальность. Основная причина задуманного очевидна: государство просто не в состоянии прогнозировать, какие профессии будут востребованы через пять лет, чтобы начинать подготовку нужного количества профильных специалистов. А студент, который, как следует из концепции, после первого уровня обучения сможет работать клерком, снабженцем или администратором, при желании самостоятельно выберет наиболее перспективную профессию для продолжения образования. Руководители учебных заведений эти предложения поддерживают. Например, банковским операционистам вовсе не требуется учиться пять лет, чтобы овладеть своей профессией. Кроме того, двухуровневое образование менее затратно с материальной точки зрения.
Переход к платному обучению собираются смягчить за счет образовательного кредитования. Государство будет финансировать напрямую лишь отдельные категории граждан: малоимущих, военных и т. п. Остальные смогут взять кредит на свое обучение в банке или у компании-работодателя. Банки смогут выдавать образовательные кредиты студентам под гарантии государства, которое будет не только участвовать в страховании рисков, но и может частично погашать кредит, если выпускник обязуется отработать несколько лет, например, сельским учителем. А бизнесмены могут финансировать обучение потенциальных специалистов, которые будут погашать кредит, работая на предприятии. В любом случае речь не идет о полной отмене бюджетного финансирования вузов, а о том, что средства им будут направляться не напрямую, а через конкретного студента.
Всем студентам по ГИФО
Поддерживает грядущее введение образовательных кредитов и министр образовании и науки РБ Сергей Намсараев. По его мнению, подобную схему надо было вводить давным-давно. Появление Государственных Именных Финансовых Обязательств (ГИФО), а именно так будут называться кредиты, позволит не только получать высшее образование небогатым студентам, но и изменит саму структуру финансирования вузов. Министр считает, что учебные заведения должны финансироваться не от сметы расходов, а от числа учащихся: "Пришел студент — принес с собой бюджет". Кстати, в этом случае можно будет определить реальный престиж и эффективность конкретного вуза. Сергей Намсараев отмечает, что появление ГИФО — отнюдь не российское изобретение. В Китае, например, вообще нет бесплатного высшего образования в привычном для нас понимании. Каждый желающий учиться китаец имеет право на кредит, а после получения диплома отрабатывает вложенные в него деньги на объектах китайского народного хозяйства. И совсем не исключается, что после успешного введения ГИФО в вузах этот опыт не будет перенесен на общеобразовательные школы. Сергей Намсараев поддерживает и эту идею.
С намерением ввода образовательных кредитов увязывается и еще одна затея реформаторов. Государство собирается платить стипендию студентам в зависимости от результатов сдачи ими выпускного Единого Государственного Экзамена. Вполне возможно, что в одной и той же группе учащиеся будут получать разные суммы. Глава Минобразования и науки Бурятии не видит в этом ничего плохого:
— При равной величине стипендии происходит обезличивание. Не учитывать достижения в школьной учебе будущих студентов считаю неправильным. Но дифференциация стипендий возможна только в той части, которая является "академической". Как известно, стипендия студента состоит из двух частей — академической и социальной. Так вот, социальную нельзя трогать ни в коем случае. Более того, социальная часть должна направляться более адресно — особо нуждающейся категории обучающихся. И вообще социальная доля стипендии должна быть существенно увеличена.
Кроме более высокой стипендии успешный выпускник при хороших баллах ЕГО сможет получить и более высокую категорию ГИФО, а значит, и претендовать на более крупный кредит на учебу. На деле это будет означать то, что у него появляется возможность поступить в более престижный и соответственно дорогой вуз.
На сегодня апробация с ГИФО уже идет в шести вузах на территории трех регионов России. По кредиту первой категории студенты получали 12,5 тысяч рублей в год, а по пятой категории — всего по 700 рублей.
У экспертов, правда, существуют некоторые сомнения в горячем желании банкиров кредитовать студентов даже под гарантии государства. Кредиты на обучение будут "длинными", а значит процент по ним невысоким.
Но в любом случае без участия бизнеса государство не сможет готовить высокопрофессиональных специалистов. Чиновники надеются, что бизнесмены просчитают, сколько и каких специалистов потребуется им через несколько лет, тогда под конкретные проекты они и начнут вкладывать деньги в образование будущих сотрудников.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.