Умники и умницы — больные люди

...Примета верная: "Шпала" опустила очки на кончик носа и взяла в руки указку. Сейчас непременно треснет кого-нибудь по голове! О, можно расслабиться, меня Бог миловал. Музыкальная "Шпала", в отличие от "немки", всегда нападала внезапно. Ее спокойный, ласковый тон вдруг срывался на визг, ноты летели на пол... Интерес к учебе вернулся только тогда, когда обе учительницы уехали в другие города. Но уважение к школе и педагогам пропало навсегда.
У каждого читателя "Номер один", наверное, есть такие неприятные воспоминания. В нынешней школе также мало что изменилось.
A- A+
Психолог детского психоневрологического диспансера РБ Екатерина Кузнецова считает, что школьные стрессы и перегрузки даже умниц и умников превращают в физически больных, нервозных, неуверенных в себе людей.
Школы-террористы
— Многие любящие родители считают, что главное — выбрать школу, и тогда счастливое будущее их ребенку будет обеспечено, — рассказывает психолог Екатерина Кузнецова. — Чаще всего школа выбирается по вывеске. Но если бы все было так просто! Ведь порой за вывеской стоят серьезнейшие требования к ребенку, непосильный темп изучения материала, не обоснованный ни какими возрастными особенностями.
Я могу понять таких родителей. Ими движут благие намерения. Но я не понимаю, почему мамы-папы молчат, наблюдая, как школа откровенно терроризирует их детей. Конечно, есть дети, которые в любом возрасте успеют за любым темпом, который задаст учитель. Но таких детей — меньшинство.
Большой объем материала и предметов приводят к нервным перегрузкам и у детей, которые не соблюдают режим дня, не приучены планировать свою учебную деятельность. Им приходится очень тяжело. У них бывают срывы, стрессы, потеря интереса к учебе. Возникает "школьный невроз". Боязнь школы, тревога существует на неосознанном уровне и проявляется в виде соматических симптомов — рвоты, головной боли, повышенной температуры — перед посещением школы. Когда ребенок на каникулах — все нормально.
— Значит, заявления типа "Мам, я сегодня в школу не пойду, потому что болит живот" могут быть чистейшей правдой?
— Да. И отправной точкой к соматическим болезням служит обычное переутомление, нервное напряжение, которое очень опасно для ребенка, ведь оно ведет к ослаблению иммунитета и к частым простудам. Согласно недавно проведенным исследованиям, в нашем городе и в других российских городах к врачам чаще обращаются учащиеся гимназий и лицеев, чем обычных школ. Это результат перегрузок.
Многим учителям нужно учиться этике
— То, что дети в школе становятся нервными, плаксивыми, начинают часто болеть, может быть не только следствием переутомления, но и страха перед учителями, терроризизирующими детей?
— Конечно. От личности учителя, от того, сумеет ли он найти индивидуальный подход к ребенку, зависит очень многое. У многих учителей есть проблемы с этикой. И им нужны психологические курсы.
"Затюканые" дети вырастают неудачниками
— А как влияет на психику ребенка постоянный крик учителя?
— Если на ребенка все время кричать, то он будет реагировать только на крик. А со временем перестанет реагировать и на крик, и на самого учителя. Авторитарный стиль преподавания приводит к тому, что дети боятся высказать свое мнение и вырастают неуверенными в себе людьми, неудачниками.
— Екатерина Сергеевна, говорят, что некоторые такие школьники сознательно поступают в педагогические ВУЗы, становятся учителями и берут реванш по полной программе?
— Такая декомпенсация, к сожалению, бывает. Но в основном криком "берут" аудиторию те учителя, кто недостаточно хорошо владеет предметом, не умеет заинтересовать и потому неуверен в себе.
Стресс и перегрузки ведут к бесплодию
— У дочери моей подруги ко второму классу появился жуткий гастрит. Это при том, что режим питания у ребенка довольно сбалансирован.
— А на девочку дома родители повышали голос?
— Думаю, нет.
— Скорее всего, гастрит — это психосоматическое заболевание, результат стресса, возникшего в школе. Причина его появления — повышение голоса или требовательность учителя, родителей, возможно, какие-то межличностные конфликты.
Однако стресс не всегда бывает отрицательным. Он обладает мобилизующей функцией, активизирует работоспособность. Вспомните, как порой полезен бывает стресс перед экзаменом! Но стресс, носящий негативный характер, может перейти в хроническую форму. И у ребенка появятся болезненные симптомы — утомление, капризы, мнительность, неуверенность, плаксивость. Ведь не зря же говорят, что все болезни от нервов. Желая отдыха, иммунная система ослабевает, организм начинает болеть. В результате длительного переутомления, стресса могут возникнуть такие серьезные заболевания, как энурез, зоб, ожирение, сахарный диабет, гастрит, у девочек может нарушиться менструальный цикл, и это может привести к бесплодию. Перечень заболеваний, причиной возникновения которых является психоэмоциональное напряжение, достаточно велик.
Родители могут ошибочно полагать, что капризы, слезы и прочие проявления перегрузок, стресса пройдут само собой. Здесь необходимо вмешательство школьного психолога, который поможет найти причину стресса и устранить ее, научит ребенка методам релаксации, вернет и интерес к учебе. Необходимо поговорить о проблемах вашего ребенка и с его учителем. И не нужно бояться "испортить" отношения с даже с самым уважаемым педагогом.
Тройки полезней для здоровья
Очень подвержены стрессам дети, которые переходят в пятый класс, и одну-единственную учительницу меняют на нескольких. Сколько предметов — столько учителей. Ребенок не сразу привыкает к тому, что у каждого педагога свои правила, свои требования. В этот период, так же, как и в первом классе, родители должны быть очень внимательными к своему ребенку.
Часто бывает, что приходит пятиклассник домой уставший, возможно, на кого-то обиженный, а дома на него набрасываются родители: "Делай уроки!" Лучше поинтересуйтесь, в чем его проблемы, помогите ему. Когда есть доверие между родителями и детьми, то дети и в школе легче переносят требования и крик учителя. Повторяю: очень важно, чтобы родители четко планировали режим дня ребенка. Уроки, домашние обязанности, игры, прогулка — всему должно найтись свое время. Тогда школьник все успеет и не будет уставать в школе.
— "Делай уроки!" По-моему, этой фразой свое чадо из школы приветствуют многие родители.
— И при этом требуют только хороших оценок. Мое мнение: пусть ребенок учится на "3" и "4", пусть учится в самой обычной школе и при этом он будет спокоен и здоров, не будет переживать, тревожиться. Ребенок, которого во что бы то ни стало просят получить только "5", становится тревожным, и, если он "расстраивает" родителей более низкой отметкой, в нем поселяется чувство вины, появляется конфликт. За хорошую отметку ребенок готов разбиться в лепешку, не спать до трех, четырех часов ночи. Естественно, долго это продолжаться не может и заканчивается срывом, истерикой.
У меня на приеме была такая девочка, круглая отличница, которая вдруг возненавидела школу. Мама разрешила посидеть ей дома 3 дня, девочка отдохнула, и все нормализовалось. Если ситуацию не изменить, ребенок, охотящийся за оценками, вырастает неуверенным в себе, тревожным человеком с нереализованными возможностями и неразвитыми задатками.
Повторяю, некоторым детям такие нагрузки и в школе, и дома действительно по зубам, и их психическое и физическое здоровье не страдает. Утром они с радостью идут в школу, а после занятий с радостью бегут домой. Если же ваш ребенок не хочет идти в школу, поговорите с ним, выясните причину, измените его режим. Доверяйте ему. И пусть дочь или сын доверяет вам. Тогда он вырастет здоровым и добьется успеха.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.