Бурятских предпринимателей ожидают тяжелые времена

Приход в Улан-Удэ крупных иногородних компаний — вполне ожидаемый итог развития российской экономики последних лет. Поделив жирные столичные куски, крупный российский бизнес устремился делить все остальное. Как считают многие эксперты, широко разрекламированный приход сети "Эльдорадо" в Улан-Удэ — только начало. В ближайшее время на потребительском рынке республики грядут масштабные изменения.
A- A+
Началась маркетинговая война
По оценкам экспертов, рынок бытовой электронной техники Бурятии за 2003 год вырос почти на треть. Сегодня жители Бурятии тратят на электронную технику около 20% своих заработков, что составляет, согласно данным Госкомстата республики, приблизительно 10 млрд. рублей. Основным источником роста стало увеличение покупательской способности населения, однако, несмотря на улучшение экономической ситуации, основные игроки рынка бытовой электронной техники весь год сдерживали свои цены. По данным Госкомстата республики, в 2003 году рост цен составил всего 1-3%, а на компьютеры и сотовые телефоны цены и вовсе весь год снижались. При этом в целом по Бурятии уровень инфляции был достаточно высок и к концу года составил 14%. Можно сказать, что в реальном выражении цены на бытовую технику в Бурятии снизились не меньше, чем на 12%.
Столь любопытную тенденцию можно объяснить лишь одним фактором — стремительным ужесточением конкуренции в этом сегменте розницы. За минувший год в Улан-Удэ только крупных, площадью около 300 кв. м., специализированных салонов электронной техники открылось 8 штук. А сотовыми телефонами теперь вообще торгуют на каждом углу, как пирожками. Причем приход в Улан-Удэ московской сети "Эльдорадо" лишь подлил масла в огонь борьбы за кошельки улан-удэнцев — цены перестали расти задолго до прихода москвичей. Кроме того, основные участники рынка резко наращивают свои рекламные бюджеты — сейчас больше, чем сети электронной техники на рекламу, в Улан-Удэ не тратит никто.
Вслед за падением цен падает и рентабельность участников рынка, что, естественно, не может продолжаться бесконечно - - у каждой компании есть свой предел прочности. Когда цены в своем падении достигнут минимально допустимых значений, компаниям-участницам маркетинговых войн придется конкурировать при помощи других средств. Пока же борьба идет только в двух направлениях: увеличение объемов рекламы и снижение цен.
Лиха беда начало
— В США цены на ту же бытовую технику и компьютеры существенно ниже российских, — говорит Алдар Бадмаев, генеральный директор Центра поддержки предприятий "МАКОН". — Не так давно я собирался в Америку на семинар, и друзья меня попросили привезти оттуда что-нибудь из продукции из области IT-технологий. Да вы что, отвечал я, на дворе ведь не советские времена. Чтобы купить компьютер, совсем необязательно ездить за границу, достаточно сходить в соседний магазин! Посмотрев на цены в американских магазинах, я усомнился в своих первоначальных высказываниях. Даже если не учитывать разницу в доходах жителей обеих стран, все равно у них цены гораздо ниже.
Как считает Алдар Бадмаев, уровень цен в США — прямой итог нескольких десятилетий жесточайшей конкуренции. Кто не сумел приспособиться, уступил свое место под солнцем. То же ждет и нас. Наши компании, пережив бурю девяностых, последние пять лет развивались во вполне спокойных условиях. Рынок рос, рос и бизнес. В рекордно короткие сроки по всей республике в огромных количествах, словно грибы после дождя, стали появляться всевозможные рынки, магазины, павильоны, бутики и даже супермаркеты. Количество торговых точек росло значительно быстрее рынка, и сейчас торговым компаниям расти в Бурятии больше некуда. Точнее, расти остается только за счет конкурентов. Соответственно, жесткость конкуренции будет только усиливаться.
Без лица
В этой связи прорыв московских компаний на бурятский рынок нанес ощутимый удар по местным продавцам техники. И дело тут не только в ценах. Уровень конкуренции вырос не эволюционно, а революционно — тут не всякий успеет приспособиться. История с динозаврами может повториться.
— Большинство наших магазинов не утруждают себя даже элементарным обучением персонала, — говорит Алдар Бадмаев. — А искусство продаж сейчас выходит на первый план, отодвигая в прошлое устаревшую систему торговли, доставшуюся нам в наследство еще от СССР. Взять, к примеру, западные торговые центры — без покупки вы оттуда не уйдете, даже если зашли просто так. В наших магазинах иной раз кажется, что продавец, представляя товар, делает одолжение покупателю. При беглом осмотре улан-удэнских салонов, торгующих бытовой техникой, возникает впечатление, что ничем, кроме вывесок, друг от друга они не отличаются. Не хватает индивидуальности, нет своего лица.
Как считает Алдар Бадмаев, если к нам придут еще две-три компании, подобные "Эльдорадо", то можно смело прогнозировать, что местные фирмы, не взявшие на вооружение передовые технологии продаж, попросту уйдут в небытие. И прежде всего — небольшие фирмы. Процесс укрупнения капитала идет полным ходом.
Аборигены могут исчезнуть
Многие небольшие коммерческие фирмы, занимающиеся розничной торговлей, из-за недостатка оборотных средств не могут позволить себе предлагать широкий ассортимент и часто вынуждены концентрировать внимание на узкой группе товаров, пользующихся спросом в конкретный момент. Производители же не заинтересованы в поставке мелкооптовых партий товаров. В итоге, коммерсанты обращаются к мелким посредникам, что не самым лучшим способом сказывается как на ассортименте товаров, так и на их цене.
Стараясь обогнать друг друга в угоду меняющемуся спросу, конкуренты в короткий срок создают перенасыщение рынка одними и теми же видами товаров. Поэтому предложение ограничено и хаотично и не всегда учитывает потребности покупателя. В Улан-Удэ, кстати, это заметно практически во всем, начиная от одежды и заканчивая бытовой техникой. Продовольственные товары — не исключение.
С лихвой компенсировать приведенные выше недостатки предлагают московские фирмы. Их крайне агрессивную политику по продвижению их товаров на бурятский рынок наши бизнесмены уже прочувствовали. Пока это коснулось бытовой техники, компьютеров и прочих достижений мировой электротехнической промышленности. Выход на улан-удэнскую торговую арену таких столичных или региональных акул, как "Эльдорадо" или "Комтeк", существенно снизит доходы местных предпринимателей. А на подходе компании, предлагающие услуги сотовой связи и целые сети супермаркетов. Их жесткая политика построена главным образом не на увеличении числа торговых и сервисных точек — рынок столько не выдержит, — а скорее на устранении конкурентов. "Аборигенов" — в первую очередь.
Как бы там ни было, улан-удэнская торговля меняется. Разорит ли экспансия московских компаний наших предпринимателей, либо они извлекут уроки и постараются исправиться, покажет время. В любом случае, рядовой потребитель от этого пострадать не должен.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.