До Европы нам еще далеко

Ездить на автомобиле становится для многих жителей Бурятии все более неподъемным удовольствием. Как известно, за удовольствие надо платить. Причем со временем на это уходит все больше и больше денег. Ситуация удручающая. Рост идет независимо от времени года. Прогнозы, которые дают представители "Бурятнефтепродукта", не дают повода для оптимизма.
A- A+
БНП, являясь подразделением НК "Юкос", входит в число гигантов республиканского рынка нефтепродуктов. Автозаправочные станции и комплексы БНП составляют на сегодняшний день сорок два процента всех АЗС Бурятии. Остальные принадлежат другим операторам. При этом данный процент — только видимая часть юкосовского веса в нашем регионе. Ведь значительная часть бензина, которым автомобилисты Бурятии заправляются на "независимых" АЗС, приобретается ими тоже у "Юкоса".
Прошлый год прошел в Бурятии под знаком политических маневров. Регион был главной площадкой, на которой шла борьба за строительство трубопровода в Китай. Относительно нашей республики было принято решение — сдерживать рост цен. На практике это привело к тому, что цены на наших АЗС стали ниже, чем в Иркутске.
Иркутск и Улан-Удэ питаются от одной и той же Ангарской нефтехимической компании. До бурятской столицы топливо транспортировать, скажем прямо, дальше, чем до Иркутска, и расходы тоже выше. Убытки от экономической нелепицы БНП покрывал за счет своих источников. Как известно, идея строительства трубопровода в КНР не увенчалось успехом. 2003- й стал не только временем относительного "бензинового благополучия", но и годом несбывшихся надежд и экономического ущерба.
Запаса прочности не хватило, и прошлый год заправки "Бурятнефтепродукта" закончили с громадным недобором денег. Тем более, что в том злосчастном "льготном" году "Бурятнефтепродукт" израсходовал около ста миллионов рублей на реконструкцию нескольких автозаправочных станций. Справиться с последствиями безрезультатного эксперимента помогла головная московская контора "Юкоса". В нынешнем году ничего подобного уже нет. Улан-удэнские цены на бензин копеек на сорок выше иркутских.Как и должно быть.
Летний всплеск топливных цен объясняется не только отказом от убыточных затей. Обычный сезонный рост совпал с ростом мировых цен. Нефтяные компании увлеклись экспортом, предложение на российском рынке уменьшилось, а цены выросли. Розничные цены, этим летом, по словам представителей БНП, росли медленнее оптовых цен. В сельской местности расценки на важнейшее для деревни дизельное топливо и "восьмидесятый" держались уровнем ниже, чем в Улан-Удэ. Хотя для простого автолюбителя или дачника это слабое утешение, таким способом сельчан немного поддержали.
Начать завозить бензин в Улан-Удэ может любой предприниматель. Но он тоже будет вынужден плыть по волнам рынка. На Украине государство попробовало ввести максимально допустимую цену на бензин. Через месяц остановились все АЗС. Не могли заправиться ни милиция, ни пожарные, ни "скорая".
Наступающий период зимнего уменьшения спроса на бензин никак не повлияет на положение. Хотя тысячи водителей поставят авто на прикол, как заявили представители "Бурятнефтепродукта", цены на топливо в республике все равно будут расти. Быстро или медленно, этого не берутся предсказать даже на БНП.
В настоящее время местное представительство "Юкоса" ведет активные переговоры с мэрией Улан-Удэ о выделении участков земли под строительство двух заправочных суперкомплексов. Если проект воплотится в жизнь, то новые комплексы станут украшением города. Там можно будет заправиться не только бензином или дизтопливом. Предполагается, что они будут оборудованы газонаполнительными станциями для заправки машин газом. Стоимость суперкомплексов составит десятки миллионов рублей. Переговоры между мэрией и БНП идут уже довольно продолжительное время. Представители "Юкоса" даже выразили готовность приобрести для жителей маленькой сносимой хибарки квартиры.
Если задуманные БНП комплексы будут возведены, то город сможет получать от них прибыль. К тому же сегодня городские власти все чаще задумываются о переводе муниципального автотранспорта на дешевый газ. Возможно, это и станет главным стимулом для горадминистрации. Пока мэрия загадочно молчит. На фоне того, что в дальнейшем работа суперкомплексов может помочь снизить темпы прироста цен на бензин в Улан-Удэ, это выглядит по меньшей мере странно.
Полностью остановить процесс повышения цен — невозможно. Тут важны и мировые цены на нефть, и российские акцизы и налоги, и судьба самой НК "Юкос". Иркутская и Читинская области, Республика Бурятия — регионы, где "Юкос" имеет значительную часть рынка. Юкосовское крушение может оставить нас всех без бензина. Конечно, вскоре нишу заполнят другие, но некоторое время будет очень туго. Рынок может не только повышать цены, но и понижать. Почему же в Бурятии мы видим только рост? Россия стремится "войти в Европу", которая требует привести цены в соответствие с европейскими. А по бензину нам до них еще далеко. Так что, уважаемые читатели, делайте выводы сами.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.