Кто "съедает" авиазавод?

5 августа Улан-Удэнский авиационный завод посетил Леонид Потапов. Поводов для посещения флагмана промышленности Бурятии действительно накопилось достаточно. Наш авиазавод готовится стать частью огромного авиастроительного холдинга "Вертолеты-Ми"— он будет представлен на Московском авиакосмическом салоне. Возможно, Леонид Потапов решил лично обсудить с руководством завода набирающий силу скандал с крупным пакетом акций предприятия.
A- A+

Первым делом — гидросамолеты

Визит начался с обхода цехов Авиазавода. В частности, президенту было показано оборудование, которое изготавливается на заводе для самого перспективного на сегодняшний день российского авиапроекта гидросамолета БЕ200. Сам самолет производится в Иркутске, но наиболее сложные механизмы делают здесь. От МЧС России поступил заказ на 7 машин, на авиазаводе уже справились с двумя агрегатами. Кстати, БЕ-200 этим летом уже тушил лесные пожары в Приморье, и улан-удэнское оборудование с честью выдержало испытание.

Присутствующие смогли увидеть изготавливаемый в данное время вариант учебно-боевой машины серии "СУ", которое заказало конструкторское бюро "Сухой". Во время демонстрации самолета мастера и рабочие посетовали на то, что вопросы, связанные с производством или с модернизацией авиатехники, в Москве решаются очень медленно и не в тех объемах.

Как нам "поглотить" читинцев?

В авиаремонтном корпусе гости узнали, что практически все заказы на ремонт авиатехники поступают из-за рубежа. В цехах стояли ремонтируемые: вертолет из Монголии, 5 вертолетов из Китая и даже один египетский побывавший в авиакатастрофе. На вопрос, а почему не обслуживаются отечественные и тем более местные авиаторы, прозвучал незамысловатый ответ руководителя ремонтников — месяц назад отдали "Бурятским Авиалиниям" отремонтированный вертолет, но денег до сих пор не получили, да и вообще внутренних заказов практически нет. А всего в 2005 году на авиазаводе планируется отремонтировать 18 вертолетов на 56 миллионов рублей.

После этой информации Леониду Потапову, возможно, прямо в ходе визита пришла в голову мысль об экономической экспансии в Читинскую область. На ее территории располагается крупный авиаремонтный завод, но существует он только благодаря заказам от улан-удэнского авиазавода. Президент Бурятии логично решил, а не объединить ли два предприятия, естественно, под нашей "крышей".

Леонид Белых пытался объяснить, что его предприятие больше интересует не читинский, а аналогичный завод в Хабаровске. К тому же денег на покупку того или иного завода явно не хватит, и речь может идти только об аренде площадей. Тем не менее, завершая "ремонтную" тему, Леонид Потапов попросил гендиректора авиазавода предоставить ему данные о возможном поглощении или хотя бы сотрудничестве с читинцами.

Не останемся ли мы на вторых ролях

Но на самый интересный вопрос — о вхождении У-УАЗ во всероссийский авиастроительный холдинг "Вертолеты-Ми", руководители республики и завода ответить что-то конкретное категорически отказались. Хотя на самом деле, на сегодня это самая главная тема российского авиапрома. Наш завод является прямым и единственным конкурентом Казанского вертолетного завода имени Миля. В 2003 году улан-удэнский авиазавод впервые в истории обогнал татар по объему заказов. Но существует реальная опасность, что в случае объединения в единый холдинг, У-УАЗ станет лишь второстепенным предприятием отрасли с достаточно узкой специализацией. Что за этим последует нетрудно предугадать — массовые сокращения персонала, и как следствие неуправляемая социальная напряженность многотысячного поселка.

Тем не менее, выяснилось, что и "Оборонпром" и Правительство России дают полную гарантию того, что завод сохранится в прежнем виде и по большому счету в этом вопросе, осталось только заручится поддержкой Михаила Фрадкова, при энергичном лоббировании этого вопроса полпредом Президента России в СибФО Анатолия Квашнина. В принципе никто не спорит, что сама идея холдинга весьма привлекательна, но создавать на его базе монополиста в производстве вертолетов, в частности казанский завод, совершенно бесперспективно и даже опасно.

Скандал с переделом собственности

Как будут вести себя республиканские власти и руководство УУАЗ при окончательном появлении холдинга заинтересованные стороны советовались на закрытом совещании после осмотра завода. Прессу туда не допустили, равно как и категорически отказались сообщить его повестку. Возможно, на совещании обсуждался и еще один щекотливый вопрос — об очень странной передаче 25 процентов акций У-УАЗ от одного собственника к другому.

Так по информации сайта compromat.ru, cовсем недавно главный противник создания холдинга и один из крупнейших акционеров авиазавода ЗАО "Группа компаний "Каскол" за смешную сумму рассталось с блокирующим пакетом акций предприятия. Аналитики не преминули сообщить, что начался элементарный передел собственности под видом создания холдинга.

По их мнению, данного акционера просто вынудили продать свои акции предприятиям ОАО "НПО "Московский радиотехнический завод" и ООО "АБИЛИС".

Как заставили ЗАО "Группа компаний "Каскол" продать свои акции, да еще по дешевке, тема отдельного разговора.

Но как утверждает автор с compromat.ru, поскольку собственных денег в необходимом размере у покупателей акций не было, строители холдинга, вынудили ОАО "У-УАЗ" перечислить 350.000.000 рублей ОАО "НПО "Московский радиотехнический завод".

ОАО "НПО "Московский радиотехнический завод" заставили приобрести на эти деньги 25% акций "У-УАЗ" у "Каскола". При этом его заставили поделиться деньгами (или акциями) с ООО "Абилис", поскольку только 19.03% акций в конечном итоге закрепились за ОАО "НПО "Московский радиотехнический завод", а 6% за предприятием "АБИЛИСом".

Купив за чужие деньги акции ОАО У-УАЗ накануне годового собрания акционеров "Московский радиотехнический завод" и "АБИЛИС" получили право на получение дивидендов по итогам работы улан-удэнского завода за 2004 год в сумме около 2.4 млн. рублей. Неплохой подарочек не правда ли?

Что касается 25% акций ОАО "У-УАЗ", то они так и останутся в собственности "Московского радиотехнического завода" и ООО "Абилис", а потом вполне возможно незаметно перетекут куда следует. Причем может и бесплатно.

Наверняка Леонида Потапову было, что спросить по этому поводу у руководства предприятия. И пресса здесь была совершенна излишней. Но ради справедливости необходимо добавить, что, возможно, на закрытом совещании рассматривались вопросы, составляющие государственную тайну.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.