Улан-Удэ ждет великий маршрутный передел

Мэрия Улан-Удэ преодолела нерешительность последнего времени. В прошлом году городская власть намеревалась начать вытеснение микроавтобусов малой вместимости из перегруженного центра Улан-Удэ. Потом в администрации города стали вдруг категорически отрицать наличие подобных планов. А вот сегодня все встало на свои места — микрикам в ближайшее время будет объявлена война. Принята "Концепция реформирования городского пассажирского транспорта г. Улан-Удэ на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг.)".
A- A+

Город забирает себе маршруты

План готовился заранее, но был озвучен на прошлой неделе, когда в памяти жителей города еще были свежи воспоминания о кровавом столкновении двух набитых пассажирами маршруток. Тогда в ДТП на Селенгинском мосту погибли двое взрослых и два младенца. Мэрия выбрала удачное время.

Нынешнее наступление на микроавтобусы самое серьезное за последние годы. Город забирает себе все пассажирские маршруты в Улан-Удэ. "На сегодняшний день маршрутная сеть города воспринимается перевозчиками как вид их частной собственности. Это неверно. Надо изменить такой стереотип мышления, — заявил зам. мэра Александр Козлов. — Хозяин маршрутов — город".

В этом году в столице Бурятии намечено провести кардинальное изменение ситуации в пассажирских перевозках. Отбор перевозчиков, которые получат право на транспортное обслуживание населения, будет проходить на конкурсной основе. Авторами положения о конкурсе выступили Городское управление промышленности и транспорта, а также Комитет производственных технологий и потребительского рынка.

Мэрия разделит всю маршрутную сеть на лоты. Лотом может стать как отдельный маршрут, так и комплект из нескольких маршрутов. Победителей, с которыми будут подписаны договоры, будут определять по целому ряду критериев. Среди них — число нарушений ПДД и число ДТП, совершенных водителями. Чем больше нарушений, тем меньше шансов выиграть конкурс на обслуживание маршрута.

Вводится ответственность не только водителя микрика за совершение ДТП, но и фирмы-перевозчика, предпринимателя, на которого водитель работает. При этом более суровые наказания предусмотрены для организаций, чем для водителей.

При конкурсном отборе будет учитываться количество жалоб на культуру и качество обслуживания пассажиров. Таким образом, у граждан впервые появится реальная возможность видеть эффективность своих жалоб на поведение водителей и издевательские надписи в салонах.

Условия конкурса стимулируют перевозчиков заключать договоры с диспетчерской службой — за это начисляются дополнительные баллы. Есть поощрение и за то, что перевозчик обладает машинами с небольшими сроками эксплуатации.

Примечательно, что при грубом нарушении перевозчиком условий договора городская власть может в одностороннем порядке расторгнуть договор и объявить новый конкурс на обслуживание маршрута.

Александр Козлов: "Предполагается, что договор будет действовать один год. Однако если претендент приобретает для обслуживания маршрута новый транспорт, срок будет увеличен до 3—5 лет, чтобы предприниматель окупил свои затраты. Так город будет стимулировать привлечение инвестиций в транспорт".

С помощью конкурса городская администрация намерена справиться с незаконной продажей мест на маршрутах. Подобные операции или прекратятся, или станут легальными (в виде аренды транспортного средства с экипажем, договоров совместной деятельности и т.д.).

Маршруты пересмотрят в угоду трамвайщикам?

Новая политика в транспортной сфере во многом "заточена" под городские транспортные МУПы. "В случае пересмотра маршрутной схемы г. Улан-Удэ в сторону устранения наложений маршрутов трамвайных и автобусных, и полной компенсации по льготникам, МУП "Управление трамвая" потенциально сможет работать безубыточно и бездотационно", — говорят в мэрии.

Ликвидация наложений маршрутов выдвигается как непременное условие. Одной только компенсации за перевозку льготников трамвайщикам недостаточно. При ликвидации, прежде всего, пострадают частные перевозчики.

Частники доставляют проблемы и трамвайщикам, и автобусному МУПу "Городские маршруты". В 2005 г. "Управление трамвая" перевезло 31% всех пассажиров, "Городские маршруты" — 9,2%, а частники — 59,8%. Пока "Городские маршруты" убыточны, но в 2006—2008 гг. они должны стать безубыточными.

Сегодня главная цель "Городских маршрутов" — перевозка людей в "час пик" большими и средними автобусами. Большинство автобусов работают на малодоходных маршрутах. Мэрия настаивает на том, чтобы МУП продолжал решать социальную проблему перевозки людей, перебрасывать машины на доходные маршруты нельзя. Как же МУП тогда сможет стать безубыточным? Он должен увеличить число своих машин и биться на конкурсах за "хлебные" маршруты — сделали вывод в мэрии.

Но как убыточная фирма сможет накопить деньги на расширение автопарка? Все идет к тому, что автобусы для МУПа будут закупаться на средства городского бюджета. Другими словами, на конкурсах с частниками будет конкурировать МУП, накачанный бюджетными деньгами, которые вносят в казну, в т.ч. частные перевозчики. Такая вот коллизия. При такой поддержке "Городские маршруты" способны ежегодно выигрывать самые высокодоходные лоты. Мэрия вряд ли даст МУПу исчезнуть — условия конкурса будут соответствующими.

Прощай, "малыш"!

"Городские маршруты" смогут работать безубыточно только при перераспределении денег пассажиров в пользу больших автобусов и увеличения доходов с линии в два раза.

МУП имеет средние и большие автобусы. А политика мэрии отдает приоритет как раз таким машинам. Предполагается, что в условиях конкурса будут предусмотрены баллы за автобус большой вместимости. Он в разы будет превосходить баллы за микроавтобус.

Война с микроавтобусами малой вместимости теперь ведется другими методами. Раньше мэрия намекала, что она может составить список неугодных моделей и в приказном порядке запретить им возить пассажиров. Теперь о запрете не говорят. Впрочем, политика городских властей непредсказуема и противоречива.

С одной стороны, в мэрии пришли к выводу, что вытеснение муниципальным транспортом частного является финансово затратным и потому не представляется возможным. Но и 100%-го доминирования частников мэрия допускать также не хочет. Поэтому, с другой стороны, городская власть хочет поднять на ноги "Городские маршруты", которые самостоятельно подняться не могут. Как две стороны одной политики будут соприкасаться друг с другом, не совсем ясно.

"Рынку пассажирских перевозок нужна стабильность, защищенность от конъюнктурных колебаний. Таким гарантом на каждом маршруте должен выступать муниципальный транспорт", — считают в мэрии. Правда, что делать, если лот на обслуживание маршрута выиграет частный перевозчик, пока не разъясняется. Очевидно, власть убедительно попросит частника пустить на маршрут еще и муниципальные машины.

МУП "Улан-Удэтранссервис" расцветет

Введение конкурсных процедур приведет к выходу их состояния убыточности еще одного МУПа. Резко усилится роль "Улан-Удэтранссервиса". Его хотят наделить новыми полномочиями по контролю за соблюдением графика движения, режимом работы, подготовки конкурсной документации, внесению предложений по изменению и созданию маршрутов, работы с жалобами граждан и т.д.

"Улан-Удэтранссервис" будет заключать договора на диспетчерское обслуживание перевозчиков. Очевидно, в окончательном варианте положения о конкурсе на право транспортного обслуживания населения, постановка на диспетчеризацию может стать обязательным условием, а неоплату взносов приравняют к грубым нарушениям (с перспективой расторжения договора). Таким образом, у МУПа будут хорошие перспективы. Сегодня получить от маршрутников деньги по заключенным договорам для него проблема. Владельцев же "теневых" маршрутов, напротив, ожидает если не банкротство, то уж тяжелые времена точно. Водители, заплатившие за маршрут по 200—300 тысяч, имеют все шансы этих денег лишиться. То есть получается, что тысячи водителей стали заложниками ситуации. Долгое время ничего не предпринимавшая администрация города и породившая своим бездействием такое понятие как незаконная плата за маршрут, сегодня опять "в шоколаде". А частные предприниматели, вынужденные в свое время раскошеливаться за право перевозить пассажиров, остаются с носом.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.