Светофоры могут отключить в любой момент

Недавнее отключение улан-удэнских светофоров позволило всем водителям и пешеходам с наслаждением и по праву обложить трехэтажным матом всех существующих на земле начальников, что, впрочем, не помогло: рост дорожно-транспортных происшествий в этот и без того гололедный день был очевиден.
A- A+

Битва за гектар в центре

Люди недоумевали, как можно за объявленный в СМИ символический долг в 8,5 тысяч рублей "Бурятэнергосбыту", доводить ситуацию на дорогах города до паралича. А ушлые федеральные политики воспользовались "слепыми" светофорами и потребовали призвать к ответу самого Чубайса.

На самом деле история с отключением светофоров имеет простое объяснение. За всем этим кроется многолетняя борьба различных госструктур, ветвей власти и просто отдельных лиц за престижный участок земли в центре Улан-Удэ, площадью в 1 гектар и стоимостью в миллионы рублей с долгоиграющим извлечением далеко не копеечного дохода. Случившийся форсмажор на дорогах оказался всего лишь верхушкой айсберга.

На проспекте Автомобилистов, 1 всегда располагалось предприятие, ведающее "светофорными делами" республики. На гектаре земли находится административное здание, теплые гаражи и прочие строения. Балансовая стоимость на сегодняшний день — около шести миллионов рублей. Коммерческая как минимум в несколько раз больше.

До 2000 года на этой базе существовало сугубо федеральное предприятие с федеральным же имуществом "Бурятгостранссигнал", которое занималось обеспечением безопасности дорожного движения и, в частности, светофорами. Как помнится, с экономикой в стране было совсем печально. "Бурятгостранссигнал" задолжал государству сотни тысяч рублей в виде налогов, миллионы по заработной плате и благополучно умер. Следить за светофорами в Бурятии стало некому.

На этом основании в ноябре 2000 года создается госучреждение "Республиканское специализированное монтажноэксплуатационное учреждение МВД РБ" (РСМЭУ МВД РБ). С этого же времени предприятие правда по остаточному принципу, но стабильно финансируется из республиканского бюджета.

Но с собственностью стабильно работающего предприятия было не все так просто. Постановлением правительства Бурятии в том же 2000 году все имущество РСМЭУ, в том числе и земля закрепляется за республиканским Госкомитетом имущественных отношений. Находившемуся тогда в состоянии банкротства "Бурятгостранссигналу", который желал имущество оставить за собой, это крайне не понравилось. Началась судебная тяжба, в результате которой только в 2004 году Арбитражный суд Бурятии признает право собственности на землю и объекты на ней за республикой.

Вот только, получив такое право, республиканские чиновники по каким-то мотивам не зарегистрировали это право собственности в установленном порядке, и, соответственно, о нем нет сведений в реестре республиканского имущества.

Тут благодаря выстраиваемой в стране "вертикали власти" появилось территориальное управление Росимущества по РБ и начало кампанию по "собиранию земель федеральных" (пример — гостиничный комплекс "Бурятия"). Управление в ноябре подает в тот же Арбитражный суд РБ прошлого года иск с требованием признать имущество РСМЭУ МВД РБ федеральным.

Ответчик — Республиканское агентство имущественных и земельных отношений — подумал и решил, что "бодаться" в суде с федеральной структурой — это вам не с банкротом "Бурятгостранссигналом". Себе дороже выйдет.

На суде ответчик заявил, что спорное имущество не является собственностью Бурятии и претензий на него нет. Таким образом, право собственности вновь утвердилось за Российской Федерацией. Казалось бы, все нормально. Разобрались и успокоились.

Не отдаете имущество — не будет финансирования

Но не надо забывать, что РСМЭУ со своими светофорами и гектаром на престижном месте располагается в Улан-Удэ. И через несколько дней после решения арбитражного суда, 7 ноября 2005 года, в бой вступает администрация города во главе с Геннадием Айдаевым. На имя Леонида Потапова приходит письмо от градоначальника с просьбой передать в "муниципальную собственность светофорные объекты, находящиеся в республиканской собственности".

По мнению руководителя РСМЭУ Баира Бальжинимаева логика действий администрации города просчитывалась очень легко: "Если вдруг президент Бурятии возьмет да и передаст светофоры городу, то мэрии придется их обслуживать. А кроме РСМЭУ, обслуживать их некому, поэтому следующим шагом должна была прозвучать просьба о передаче мэрии и всего предприятия "с потрохами". После чего на этой базе создается МУП. А как и с какой целью у нас создаются МУПы, широко известно.

То, что имущество предприятия всего несколько дней назад признано федеральным и Леонид Васильевич имеет к нему весьма опосредованное отношение, руководство города не смущало. И то, что мэрия думала прежде всего об имуществе на проспекте Автомобилистов, а не о работе светофоров на улицах Улан-Удэ, дальнейшие события только подтвердили".

Леонид Потапов не стал с бухты-барахты принимать решение и дал указание своим подчиненным руководителю республиканского агентства имущественных отношений Виктору Загузину и зампреду правительства РБ Олегу Хышиктуеву совместно с главой местного Росимущества Валерием Яковлевым разобраться, зачем мэрии крайне понадобились 25 городских светофоров.

А спустя некоторое время Народный Хурал принимает бюджет на 2006 год, из которого следует, что республиканская власть финансировать РСМЭУ МВД РБ больше не будет — нет такой строки в бюджете. Объясняется это можно просто. Раз федералы отобрали имущество, то нет смысла и финансировать предприятие из бюджета Бурятии.

Так или иначе, именно с этого времени у предприятия начались финансовые трудности, которые и привели к нынешнему отключению светофоров.

В РСМЭУ образовалась задолженность по зарплате, и рабочие начали увольняться. Энергетики стали засылать на предприятия "письма счастья" с уведомлением об отключении светофоров за неуплату электроэнергии.

Руководитель РСМЭУ Баир Бальжинимаев, в свою очередь, начал методично заваливать депешами правительство и Народный Хурал об отсутствии финансирования и просьбами решить проблему. В ответ — тишина.

К лету 2006 года ситуация на предприятии стала критической. Стало ясно, что из своих оборотных средств, без бюджетного финансирования, РСМЭУ не может рассчитываться с "Бурятэнергосбытом" бесконечно.

Баир Бальжинимаев обратился за помощью в Москву в ГУП "ГОССМЭП", ведающий светофорами. Там, узнав, что обеспечение безопасности на дорогах никто не финансирует, предприятие лежит на боку, а муниципалитет вообще претендует на федеральное имущество, быстро предложил стать РСМЭУ МВД РБ филиалом этого госпредприятия. Оперативно оформив все документы, в конце июля 2006 года РСМЭУ таковым становится. 8 сентября, уже постфактум, правительство Бурятии выпустило постановление о ликвидации РСМЭУ МВД РБ.

Но богаче от этого, уже называясь филиалом ГУПа, предприятие не стало. Практика работы ГОССМЭПа такова: филиалы заключают договор на обеспечение безопасности дорожного движения с местной властью, в нашем случае — с администрацией Улан-Удэ. Баир Бальжинимаев, руководитель филиала заверяет, что "в октябре филиал ГОССМЭП по РБ отправил в мэрию предложения по заключению договора на обслуживания светофоров. Исходя из федеральных нормативов, цена вопроса составляла 150 тысяч в месяц. Но мэрия не то что платить, а даже обсуждать этот вопрос отказалась.

"У нас с энергетиками всегда были и сейчас сохранились хорошие рабочие отношения, — продолжает г-н Бальжинимаев. - - Они на протяжения года шли нам навстречу и не выключали светофоры, зная о бардаке, возникшим вокруг нас. Но существует федеральный закон. В нем говорится, что если задолженность за электроэнергию превысила срок в 1 месяц, то объекты отключаются. 17 ноября в наш адрес пришло очередное уведомление от "Бурятэнергосбыта". Сумма долга составляла 8489 рублей. Пообещали выключить 23 ноября в 10 часов и выключили".

Информация о выключении светофоров в Улан-Удэ разошлась далеко за пределами Бурятии, а решать эту проблему пришлось "большим людям". Как стало известно "Номер один", "Бурятэнергосбыт" решил включить на следующий день светофоры только благодаря телефонным переговорам Леонида Потапова с генеральным директором ТГК-14 Владимиром Алферовым.

В тот же "отключенный" день 23 ноября по настоянию президента республики состоялось совещание по этому вопросу у министра промышленности РБ Владимира Переляева кстати, закрытое для прессы.

Рассказывает Баир Бальжинимаев: "Все свелось к решению мэрии — будет она платить за обслуживание светофоров или нет. Представляющий администрацию города заместитель Александр Козлов заявил, что мэрия платить категорически отказывается. Один из доводов его был таким: нужно проведение тендера на обслуживание светофоров. Интересно, как он себе это представляет?

Действующие светофоры числятся на нашем балансе. Желающим посоревноваться с нами в тендере придется построить на перекрестках рядом с нашими свои альтернативные светофоры?

Но самым показательным было заявление Александра Козлова о том, что мэрия не будет платить за светофоры, пока они и имущество на проспекте Автомобилистов не станут муниципальными. На сомнения присутствующих (ведь имуществото федеральное) Александр Козлов ответил, что мэрия решит этот вопрос в свою пользу и на федеральном уровне.

Тут не выдержал уже Владимир Переляев. По его мнению, занятие это бесперспективное, но если администрация города и начнет вести борьбу в Москве, то процесс затянется на долгие месяцы, если не на годы. А что делать сейчас? Министра поддержал представитель государственно-правового управления президента Бурятии, который указал Александру Козлову, что мэрия согласно действующему федеральному законодательству обязана заключать договор с филиалом ГОССМЭП по РБ и платить, тем самым обеспечивая безопасность на дорогах.

Тупик

Компромисса не было найдено. В конце совещания Владимир Переляев прямо спросил Александра Козлова — мэрия будет платить? "Нет, не будет", — прозвучало в ответ. Министр попросил занести эти слова в протокол и сообщил, что передаст эту информацию президенту. Совещание на том и завершилось". Позднее выяснилось — фактический демарш г-на Козлова в протокол все-таки не вошел. Зато в нем администрации Улан-Удэ рекомендовано "заключить с филиалом ГУП ГОССМЭП по РБ договор об оказании услуг" и "внести в бюджет города пункт о финансировании" этих услуг".

На момент подготовки этого материала прошла неделя после a."%i -(o. Мэрия игнорирует рекомендации правительства Бурятии.

Администрация города не хочет выходить из созданного ею же тупика. Повторяем, стараниями высоких начальников светофоры на следующий день, 24 ноября, включили,. Но вопрос: надолго ли? На сегодня филиал ГОСМСМЭПа по Бурятии должен "Бурятэнергосбыту" уже больше 16 тысяч рублей. Энергетики имеют полное право обесточить светофоры в любой момент.

Благодаря неуемной надежде администрации Улан-Удэ на лакомый, но уже практически потерянный кусок имущества и земли в черте города отметаются любые попытки решить вопрос по безопасности на дорогах конструктивно.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.