Улан-удэнец пересадил президента на "Мерседес"

Часто серьезное увлечение начинается еще в детстве. А бывает, что хобби появляется неожиданно для самого человека и становится важной частью жизни. Желание сделать необычный подарок ко дню рождения привело улан-удэнца к признанию у профессионалов. Теперь он тратит все свое свободное время на игру в машинки по-взрослому.
A- A+

От самолетиков к признанию

В детстве Александр Леонов, как и многие другие мальчишки, иногда клеил модели самолетиков. Самолетиков — потому что больше ничего и не продавалось в магазине, вспоминает он. Клеил, играл и забывал — мало ли других развлечений! А вот около двух лет назад детская забава стала превращаться понемногу в серьезное занятие.

Александр находился в поисках подарка подруге ко дню рождения, когда ему в голову пришла идея вручить собственноручно изготовленную модель болида "Формулы-1". Девушка — поклонник этих гонок, и наверняка такая вещица (крошечный Renault R23, Гран-при Великобритании, 2003 год) доставит ей удовольствие. Сказано — сделано. Удовольствие получила не только именинница, но и даритель. Так Александр смог подарить машину (правда, без ключей) и втянулся в ряды любителей стендового моделизма.

Сколько видов техники существует в реальном мире — столько, пожалуй, и направлений моделизма можно выделить. Одним по душе корабли в миниатюре, другим интереснее воссоздать в масштабе самолеты или танки. Трое друзей нашего собеседника увлекаются бронетехникой, один из них, Алексей, поделился основами мастерства, технологией. А самому Александру больше нравится колесная бронетехника и автомобили.

Конечно, чтобы оттачивать умения, нужно общаться с людьми опытными. Выручает Интернет. Виртуальные друзья и совет дадут, и работу оценят. И оценят довольно высоко! Буквально на днях, 14 февраля, общероссийский сайт, посвященный стендовому моделизму, подвел итоги виртуального конкурса DiSHow-2006, в 26 номинациях которого участники представили 556 работ. Модели грузовика ЗИС5В в масштабе 1:35, созданной Александром, профессиональное жюри присудила второе место в номинации "БТТ (юниоры)".

— Думаю, роль в этом сыграло то, что я дополнительно установил в кузове пулемет ПШК и мешки, — рассуждает Александр. — Такой грузовик мог бы использоваться для обороны полевого аэродрома при налете истребителей. На корпусе знак принадлежности к роду войск и лозунг, характерный для времен войны. Правда, еще хотел добавить маскировочную сетку, но просто не успел — фото отослал в последний день приема.

При оценке моделей бронетехники важным становится достоверный вид изделия. Модель должна быть максимально похожей на настоящую технику. Потеки масла, скол краски, грязь на колесах: Техника на фото выглядит так, словно вчера из боя. Мешки — грязные, будто попадали и в грязь, и под дождь, канистра в кузове — помятая, словно чуть заржавленная. Добиться таких эффектов позволяют маленькие хитрости работы с краской — в этом и признак профессионализма, кроме точности и аккуратности, рассказывает Александр.

— А в автомоделизме наоборот: важно, чтобы машина была без недостатков. Грязь здесь — как пятно на галстуке. Используются глянцевые краски, корпус полируется. Но если просто покрасить машину, она будет похожа на игрушечную, потому нужно оттенить более темной краской дверцы, использовать прием смывки.

Как в автомастерских, у автомоделистов под рукой набор специальных красок. Детали покрупнее покрываются краской из баллончика, самые мелкие — кисточкой. Существуют даже специальные аэрографы для нанесения рисунка. Все понастоящему, только ниже давление и тоньше струя краски. Вообще, отделка собранной модели — это отдельная тема. Профессионалы собирают модель за пару недель, делится Александр, просто чтобы отдохнуть. А если заняться доработкой готового набора, тюнингом авто, то можно и полгода заниматься одной моделью. Самые увлеченные готовы менять проводку в миниатюрном двигателе и изготавливать ремни из изоленты на смену пластиковым.

Улан-удэнский моделист с законной гордостью демонстрирует крошечные настоящие пружины, установленные им на "Форд Фокус" вместо тех, что прилагались в наборе. При желании можно даже креслам в салоне придать изысканный вид, напылив на них флок — особый пушистый порошок, имитирующий структуру бархата. Сиденье станет мягким, неотличимым от настоящего.

Машина для президента

Нашему собеседнику дольше всего пришлось работать над воссозданием автомобиля Mazda RX-8 Mazdaspeed Version II в масштабе 1:24.

— Мы собирали "Мазду" вместе с моей девушкой, это ее первая работа, — рассказывает Александр. — Вместе подбирали краску, а поскольку машина японская, решили украсить ее цветущей сакурой. Попросили помочь подругу девушки, она занимается маникюром.

И вот по корпусу авто насыщенного вишневого цвета рассыпались нежно-розовые соцветия на тонких веточках: Всего - работу ушло около восьми месяцев. А в среднем одна модель отнимает около трех-четырех. Случаются и расстройства: некоторые детали настолько мелкие, что проваливаются сквозь землю в буквальном смысле слова. Поди сыщи зеркало заднего вида, которое раз в тридцать меньше настоящего! Раз пришлось вывешивать в Интернет-форуме фото машины как раз без этой части. Но моделисты — люди сочувствующие, объяснение Александра поняли и за недостаток авто не сочли. Более серьезные детали пришлось бы заказывать отдельно или вытачивать самостоятельно, поясняет Александр.

Так, собственно, и приходится поступать, если руки просят переработать готовую модель по собственному желанию. Сейчас наш собеседник собирает копию Ford Focus ДПС Бурятии. Все бы ничего, да вот в наборе американский вариант, трехдверный, а нужен европейский — пятидверный. Работа практически ювелирная: нужно вырезать двери из корпуса, аккуратно их обработать... Но это только одно отличие, а еще необходимо найти похожие мигалки и внести изменения в двигатель. Но найти информацию именно о тех авто, что используются в нашей республике, крайне трудно, так что работа пока что приостановлена. Зато уже готов Mercedes Benz S600 в масштабе 1:24 с проблесковым маячком и федеральным номером, таким как на машине Леонида Потапова. Найти ту модель "Ауди", на которой передвигается президент Бурятии, Александру пока не удалось, так что эту роль на себя как раз и взял "Мерседес". Вряд ли такая перемена оскорбит нашего президента, ведь "Мерседес" этого класса машина попредставительнее.

Моделизм — штука заразная

Все эти модели, хоть и напоминают игрушечные своими размерами, для игры отнюдь не предназначены. Даже прикосновение пальцев способно испортить глянцевую поверхность! Так что созданными моделями надлежит лишь любоваться, потому-то моделизм и называется стендовым. В этом смысле Александру повезло с детворой, которая оказывается в его доме: мальчишки, попадающие к нему в гости, лишь восхищенно рассматривают машины. А вот его друг предусмотрительно запирает свои творения под замок от маленьких племянников. Модели хранятся за стеклом — как шедевры искусства в музее.

Глядя на тусклые серые пластмассовые детали в наборе, трудно поверить, что в умелых руках они скоро станут изящными подобиями настоящих машин. Инструмент моделиста нехитер: кусачки, пинцет, кисточка, клей, шкурка и краски. А результат впечатлит любого. Впечатлит и увлечет. Александр считает моделизм очень заразным занятием. Его знакомые один за другим понемногу приобщаются к этому интересному времяпрепровождению.

— Мои друзья тоже собирают модели, хотя в жизни они люди серьезные, у них солидные профессии. Одна женщина даже решила подарить мужу такой набор на день рождения. Моделизм вырабатывает аккуратность, терпение, усидчивость. Что еще интересно — когда я в Москве был в специальном магазине, там практически не оказалось детей. За два часа к продавцу подходили мужчины от двадцати до сорока лет. Женщины тоже, бывает, этим увлекаются, но им неинтересны технические характеристики — больше любят лепить фигурки для диорам.

Кстати, диорама — это цель и голубая мечта Александра. Набравшись опыта и тщательно подготовившись, он планирует в будущем воссоздать обстановку пит-стопа "Формулы-1" команды "Мерседес Маккларен".

— Это очень большая работа. Нужно несколько наборов самого болида, а кроме того — вылепить из шпатлевки самого гонщика и технический персонал — 12—15 человечков в разных позах. Соответственно, и весь инструмент, которым они пользуются. Нужно медленно идти к этому: собирать фотографии, смотреть модели, накапливать опыт.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.