Первые скандалы вокруг турзоны "Байкал"

Как известно, между Бурятией, Россией и Прибайкальским районом было подписано специальное соглашение о создании на территории республики турзоны. Согласно одному из пунктов, Бурятия должна была в течение двух месяцев после подписания принять республиканский закон о предоставлении резидентам турзоны налоговых льгот. Соглашение 2768-ГГ/Ф7 было подписано 2 марта 2007 года. Соответственно, отведенный срок заканчивается 2 мая в среду.
A- A+

Первый блин — комом

Правительство республики должно было направить законопроект о введении налоговых льгот в парламент, а Народный Хурал — рассмотреть и принять. Пока этого не сделано. Льготы будущим участникам особой экономической зоны республика так и не предоставила, а сегодня вообще встал вопрос, сможет ли Бурятия вовремя сделать это.

Все произошло из-за того, что правительство по неизвестной причине слишком поздно передало законопроект в Народный Хурал. И теперь все делается в спешке, лихорадочно, с попыткой обрезания социальных статей бюджета, что в конечном итоге не могло не привести к недовольству депутатов, а в итоге — к довольно громкому скандалу, разразившемуся на прошлой неделе.

Проект предполагает четырехпроцентное снижение налога на прибыль для резидентов турзоны. Проблема обсуждалась на заседании бюджетного комитета НХ РБ 17 апреля. Депутаты возмущены тем, что правительство пропустило все возможные сроки.

"Сессия была намечена на конец апреля. Крайний срок для подачи законопроекта был 12 апреля. А подали утром 18 апреля. Раньше опаздывали на полдня, а сегодня — на неделю, — заявил председатель бюджетного комитета Цырен Доржиев. — Нет ни одного заключения — ни Счетной палаты, ни правового управления, ни комитетов. Уважаемое правительство, мы не можем бюджетные законы "с кондачка" принимать. Пора научиться соблюдать регламент и уважать Народный Хурал".

Представители нашего правительства очень озабочены тем, что Российское агентство по управлению ОЭЗ уже начало проверку особых экономических зон. Совсем скоро и Бурятии предстоит доложить об исполнении своих обязательств.

Непредоставление налоговых льгот грозит стать причиной для признания Бурятии стороной, не выполнившей условия соглашения. Со всеми вытекающими последствиями. До второго мая остается все меньше времени. Цейтнот, который устроило правительство РБ, оставляет очень мало пространства для какого-либо маневра.

Второй блин — тоже комом

Другой "горячий" вопрос возник при первичном рассмотрении заявок правительства РБ о выделении бюджетных денег на разработку проектно-сметной документации (ПСД) на строительство ряда объектов на территории турзоны "Байкал" в Прибайкальском районе.

Условия сотрудничества между Россией и Бурятией таковы, что прежде чем федеральный бюджет начнет давать средства на возведение чего-либо, республика должна за свой счет сделать проектно-сметную документацию. Утром деньги — вечером стулья. Турзона строится на паях. У Бурятии и Прибайкальского района в сумме — меньше 25 процентов. Остальное дает Москва. И она, как главный пайщик, рискуя гигантскими средствами, вполне обоснованно хочет, чтобы сначала свой пай внесла Бурятия.

Проектные институты, естественно, ничего не хотят делать для Бурятии бесплатно. Речь идет об огромной для нашего уже сверстанного бюджета сумме — сто миллионов. Так, на разработку проектно-сметной документации (ПСД) на ЛЭП Татаурово — Горячинск запрашивается 43 млн. рублей. Документация по автодороге в районе высоты 1771 м (центральная часть турзоны) и по дороге Котокель — 30 км, по версии правительства, требует 18 млн. и 10 млн. соответственно. ПСД на строительство мусоросортировочной станции у горы 1771 м — свыше 11,3 млн. На разработку генеральной схемы размещения придорожного сервиса на дороге Улан-Удэ — Татаурово — Курумкан запрашивается почти 0,7 млн. рублей.

В целом правительство хочет получить в 2007 году из бюджета Бурятии сто восемьдесят миллионов рублей.

Парламент республики не против того, чтобы платить проектировщикам. Но многие депутаты сомневаются в обоснованности сумм. Выяснилось, что обычно проектные институты запрашивают за свою работу сумму, равную 3—5 процентам от стоимости строительства объекта. "А здесь 180 миллионов — уже почти восемь процентов. Почему мы должны платить вдвое больше? — заявил на заседании комитета 17 апреля депутат Игорь Бобков. — Надо проводить конкурс среди институтов. Кто выиграет конкурс и с какими результатами? Сегодня мы ничего этого не знаем. Никаких обоснований сумм нет. Только деньги, деньги..." Многие депутаты Хурала поддержали эту точку зрения председателя комиссии НХ РБ по противодействию коррупции.

Представители правительства заявили, что конкурс среди проектных институтов будет. И одной из целей ставится уменьшение стоимости разработки документации. "Если при проведении какой-то конкретной работы сэкономлены средства, то они будут направлены, допустим, на другой объект, но пойдут в итоге в зачет доли республики Бурятия", — объясняют чиновники.

Значит, на эти деньги можно сделать не только сметную документацию, но и многое другое. Тогда почему средства просят именно на ПСД? Как явствует из объяснений правительства, размер запрашиваемой суммы был определен на основе неких расчетов и консультаций. Что за такие загадочные расчеты были проведены чиновниками, абсолютно непонятно.

Скандал со сплетнями и "оскорблением"

После заседания бюджетного комитета вечером того же 17 апреля грянул очередной скандал. Министр экономического развития Татьяна Думнова, комментируя события, развернувшиеся в бюджетном комитете Народного Хурала, заявила, что депутат Бобков нанес ей оскорбление. "Депутат Игорь Бобков на заседании комитета по бюджету сказал, что Думнова эти деньги (те, что запрашиваются на проекто-сметную документацию) проест в ресторане "Байкал". Я расцениваю это высказывание не иначе как оскорбление", — возмутилась министр.

За комментарием по поводу заявления Думновой и сути обсуждавшихся 17 апреля изменений бюджета "Номер один" обратился к депутату Игорю Бобкову.

"Публичного заявления по поводу Думновой и ресторана "Байкал" не было, сама Думнова на комитете тоже не присутствовала, однако она решила прокомментировать сплетню публично, — сказал Игорь Боков, председатель комиссии по противодействию коррупции НХ РБ. — Между тем действительно неясно, куда конкретно пойдут миллионы, запрашиваемые на ПСД.

На заседании комитета представители минэкономразвития так и не смогли дать четкий ответ, на что именно предназначаются 84, 126 млн., которые они хотят дополнительно получить из бюджета. Депутаты задавали вполне прагматичные вопросы: есть ли у вас договоры с проектными институтами, есть ли протоколы намерений, по какому принципу вы собираетесь договариваться и т.д. Ответов не последовало. Понятно, что ситуация вызвала у депутатов серьезное недоумение. В итоге на комитет пришел к мнению, что эти деньги они просят что называется "от фонаря", что вопрос совершенно не проработан. Главная цель — освоить деньги, а как — неясно. Но ведь это несерьезно, речь идет о больших средствах, которых и так в бюджете катастрофически не хватает и которые в результате заберут из социальных статей.

Так, сегодня правительство предлагает уменьшить расходы на МВД на 6,5 миллионов рублей, урезать финансирование на модернизации системы образования на 94,5 миллиона, на поддержку ветеринарной службы — на 4,5 миллиона рублей и т.д.

У депутатов вызывает вопросы эффективное расходование средств. К примеру, если у тех же детей фактически забираете деньги, объясните конкретно, на что пойдет каждая копейка. Если школы не получат ожидаемой помощи, если там не появятся новые компьютеры и т.д. — объясните: ради чего такие жертвы? К вопросу нужно подходить серьезно.

Вообще, с ПСД мы уже наломали достаточно дров. Так, 140 млн. были потрачены на проектно-сметную документацию по строительству физкультурно-спортивного комплекса на месте стадиона 25-летия БурАССР. Получается, потрачено зря, потому что прокуратура решение опротестовала, комплекс на этом месте строиться не будет. Такой итог был ясен с самого начала, об этом говорилось некоторыми депутатами, мной лично, и много писалось в вашей газете. Однако также, как и в случае с зоной, "гнали лошадей", вопрос не проработали и, судя по всему, выбросили деньги на ветер. Я сделал запрос в прокуратуру по поводу проверки целесообразности расходования этих средств. Еще один пример. В прошлом и позапрошлом году была эпопея с проектно-сметной документацией на строительство Центра олимпийской подготовки. Просили 30 миллионов. Деньги также потрачены, а центр не строится. Поэтому и сегодня нужно проработать вопрос, прежде чем забирать деньги у школ и отдавать их на проектно-сметную документацию. Это народные средства, и недопустимо их транжирить.

Вместе с тем правительство просит 10,567 млн. на программный продукт по автоматизации контроля над государственными закупками. Ту же самую просьбу, если мне память не изменяет, я слышал в 2002 году. Фактически это тот же "Кримсон". Реальной экономии, реальной эффективности ужесточения контроля за госзакупками этот программный продукт не даст. Я считаю это напрасной тратой бюджетных средств.

В любом случае картина с бюджетом у нас очень печальная. Надо учитывать, что при таком громадном дефиците в 1 млрд. 62 млн. рублей многие социальные статьи просто не будут финансироваться. Поэтому контроль над бюджетными средствами мы обязаны усилить.

Складывается впечатление, что республиканские ведомства хотят побыстрее "оприходовать" деньги, являющиеся паем Бурятии в турзоне "Байкал, и не особенно задумываются над эффективностью вложений. Лишь бы представить Москве бумажку — вот, дескать, мы пай внесли. Давайте теперь вы..."

Вопрос, сколько денег выделить на проектно-сметную документацию, будет вынесен на сессию Народного Хурала 3 — 4 мая. Вероятно, следует ждать скандального обсуждения. Как мы видим, уже в самом начале реализации турзоновского проекта в Прибайкальском районе грянули разбирательства, что не может не настораживать.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.