Культура — полосаВоспитание сценой
Рано или поздно втягиваются все
Сейчас в коллективе занимаются 115 детей. Художественный руководитель и балетмейстер театра танца Елена Викторовна Башурова уверяет: детей сюда берут независимо от возраста и уровня подготовки. Но, как правило, девочки все осваивают намного легче и быстрее, чем мальчики, которые к тому же более закомплексованы. Поэтому для мальчиков на днях создана отдельная танцевальная группа. Занимаются с ребятами талантливые хореографы: Юрий Клюкин, Айжан Бадуанова, Юлия Муравьева.
Шестилетняя Тася Тютина посещает занятия всего несколько месяцев, но уже успела разучить два танца и даже выступить на сцене. На вопрос, нравится ли ей заниматься танцами, Тася, застенчиво улыбаясь, отвечает:
— Да, очень! Потому что это интересно. Мы танцуем, уже выступали в театре! Мне нравится, когда мне хлопают. Я танцевала в спектакле "Ту-ту и пока" и "Джазовые малышки". Когда вырасту, обязательно стану артисткой.
Маме Таси Вере Тютиной больше всего нравится особая методика преподавания: "Если в остальных кружках дети первый год только учат разные движения, то здесь мы ходим первые месяцы, а Тася уже знает два танца и выступала на сцене. И мне кажется, так и должно быть, ведь дети, как правило, ходят на танцы, мечтая о выступлениях на публике, а не для того, чтобы крутиться на разминках в зале с зеркалами. А самое главное, что детям нравится, и они ходят сюда с удовольствием".
Не только Таисью, но и других воспитанников ансамбля "Созвездие" ходить на занятия заставлять не нужно. Объясняется это просто.
— Даже пятилетки, которые приходят к нам, рано или поздно втягиваются — ведь занятия проходят в форме игры, спектакля, — поясняет Елена Викторовна. — И всегда все в форме рассказа или сказки. Обязательно есть сюжет, который мы объясняем детям, чтобы каждый понимал, что происходит: ведь в младшем возрасте дети мыслят категориями сюжета или образа.
Музыка нас связала!
В большом дружном коллективе юных танцоров не обходится и без казусов. Бывали случаи, когда среди студийцев вспыхивали настоящие романы!
— Были случаи, когда девочки влюблялись в более старших мальчиков, — рассказывает хореограф. — Есть пара, отношения которой складывались постепенно на наших глазах. Сейчас они взрослые талантливые танцоры, которые жить не могут не только без музыки и танца, но и без друг друга. Возможно, в скором времени они свяжут себя узами брака. Есть и другие примеры завязавшейся с годами дружбы.
А вот в младших группах очень мало мальчишек. "У нас это проблема номер один!", — вздыхает Елена Викторовна.
В то время как дети помладше занимаются детским театральным танцем, более взрослые ребята осваивают модное сейчас направление стрит-джаза. В ансамбле "Угол зрения" парни и девушки разучивают и другие современные танцы. Однако именно в детские группы сейчас идет огромный поток желающих учиться танцу.
За время своего существования детские коллективы выступили на всех театральных сценах города. К примеру, спектакль под названием "Мир детства", поставленный ко Дню защиты детей, обошел почти все театры. Новый хит театра современного танца — авторская постановка сказки "Путешествие в Страну Вообразилию". Как этот, так и другие спектакли поставлены на основе самостоятельно придуманных хореографами сказок.
Сказка со спецэффектами
— К примеру, "Путешествие в Вообразилию" я придумала совместно с мамой, — рассказывает балетмейстер Елена Башурова. — Это сказка про маленькую девочку, похожую чемто на Пеппи Длинный чулок. Дети не берут чудаковатую девочку играть в свою компанию, но на помощь приходит сказочная фея, которая превращает ребенка в крохотную Дюймовочку. Девочку и ее друга щенка ждут чудесные встречи и путешествия и, конечно же, в конце концов, сказка заканчивается хорошо.
Для Елены Башуровой ставить уже всем давно известные сказки неинтересно. К тому же, при постановке вышеупомянутой сказки впервые использовались такие нетрадиционные приемы, как мультипликация и анимация. Такие спецэффекты сделали сказку понастоящему волшебной.
— Мы либо сами сочиняем что-то, либо придумываем на основе какого-то сюжета, то есть по мотивам, — объясняет художественный руководитель театра танца. — Но такой большой детский спектакль у нас прошел впервые. Все предыдущие представления были более короткие и всегда помогали взрослые ребята. А спектакль про Вообразилию построен только на детях. Помощь взрослых людей минимальна. А то, что декорации поддерживаются мультипликацией, делает спектакль еще более интересным.
Причем только во вступлении звучит голос рассказчика, все остальное — на языке танца. Спектакль имеет большой успех среди жителей Бурятии, в зале на сказке со спецэффектами всегда аншлаг. В этом ярком костюмированном спектакле задействовано больше семидесяти детей!
Сцена — верное средство от комплексов
На вопрос, не страшно ли детям выступать перед публикой, Елена Викторовна ответила так:
— Нет, когда царит атмосфера сказки, не страшно. Они просто играют. Есть волнение, которое проявляется у всех детей в разной степени. Тем более, что мы даже тех детей, которые танцуют не больше двух месяцев, стараемся сразу выводить на сцену. Например, в новогодних капустниках выступают все начинающие ребята.
На танцевальных занятиях дети не только учатся двигаться, но и общаться. По словам Елены Башуровой, сцена — верное средство для освобождения от комплексов. Дети общаются, весело проводят время и могут выплеснуть свою энергию. Так что плюсы очевидны: в первую очередь, они отражаются на здоровье.
— Любой ребенок должен быть крепким физически, у него должно быть правильное развитие мышц, а когда малыш двигается, он правильно растет, у него правильно развиваются суставы, мышцы, — замечает балетмейстер. — То есть фигура, рост, осанка и координация у танцующих детей выгодно отличаются. Ну и самое главное, они раскрепощаются, не боятся себя показать в обществе. Потому что в большинстве случаев дети закомплексованы. А здесь они актеры и воспринимают зрителей и всех других людей, которых встречают в жизни, как друзей.