Строительный комплекс нуждается в реформе

Темпы жилищного строительства в республике оставляют желать лучшего. Несмотря на то, что работа отрасли в последние годы активизировалась, в Бурятии остается более 1 млн. кв. м. ветхого и аварийного жилья. И состояние жилищного фонда республики продолжает ухудшаться. Причин такого положения вещей достаточно: начиная от запутанной системы согласований исполнительно-разрешительной документации и заканчивая кадровым голодом. Для увеличения темпов строительства необходимо предпринять ряд мер по реформированию и усилению строительного комплекса. Один из участников строительного рынка республики Бурятия — ООО "ЖКС-Сибирь" — обращается к президенту Бурятия и строительной общественности республики с предложением начать конструктивный диалог по поводу накопившихся проблем.
A- A+
Саморегулирование отрасли

Сейчас в профессиональной среде ведется активная дискуссия на тему отмены государственной системы лицензирования строительной деятельности и замены ее общественным контролем в виде саморегулируемых организаций. Ориентировочно государственное лицензирование будет отменено 1 июля 2008 года. Полномочия по контролю за отраслью государство делегирует профессиональным общественным организациям.

Проблема для Бурятии заключается в том, что у нас нет авторитетного отраслевого объединения строителей. Наша республика — один из последних регионов страны, в котором не создана профессиональная организация строителей. Между тем, создать такую организацию придется, иначе ситуация после вступления в силу законопроекта о саморегулировании станет неуправляемой. Сформировать организацию необходимо заранее, поскольку решать придется сложные организационные вопросы. В частности, придется преодолеть недоверие друг к другу многих строительных организаций вследствие конкурентной борьбы.

Помочь объединится могло бы государство в лице президента республики Бурятия Вячеслава Владимировича Наговицына. Возглавив высший орган управления создаваемой организации, глава республики придал бы процессу необходимый высокий статус. Ассоциация или Союз строителей Бурятии могли бы оказать существенную помощь в решении многих проблем, о которых будет говориться ниже.

Развитие производства стройматериалов

Серьезным вопросом развития отрасли является обеспечение современными и недорогими строительными материалами. Строители Бурятии практически на 90% зависят от поставок из других регионов страны и зарубежья. На недостаточно развитом уровне находится производство строительных материалов. По многим наименованиям стройматериалов в республике складывается неблагоприятная ситуация — нарастающий дефицит цемента, качественного кирпича, металлов и т.д. Это существенно влияет на себестоимость строительства, и конечную стоимость квадратного метра жилья.

Необходима государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на развитие производства строительных материалов в Бурятии. Вследствие этого произойдет снижение цен на квартиры и расширение строительства в республике. Следует проработать все возможные способы финансирования проектов от кредитов в банках до льготных лизинговых схем. Государственное внимание и поддержка проектов в сфере производства строительных материалов могли бы привлечь в республику крупных российских инвесторов, активизировалась бы и деятельность местных предпринимателей.

Подготовка кадров Сейчас в Бурятии идет полным ходом реформирование системы высшего и среднего профессионального образования. Учебные заведения объединяются, некоторые изменяют свои программы, сокращаются якобы бесперспективные направления. Строители практически никак не влияют на этот процесс.

Между тем уже сейчас ясно, что в отрасли складывается кадровый дефицит. Строителям не хватает квалифицированных инженерно-технических работников, каменщиков, бетонщиков, плотников, газосварщиков. Ни в коем случае нельзя допустить сокращение действующих специальностей, готовящих специалистов и рабочих для строительства. Наоборот, необходимо всемерно помогать и содействовать их развитию.

Внедрить глубокую кооперацию образовательных учреждений со строительными компаниями. В частности, ввести правило о прохождении студентами обязательной производственной практики не менее одного-двух месяцев в строительных организациях. Это поможет выпускнику быстрее адаптироваться к существующим производственным реалиям, гарантировано обеспечить себя работой после выпуска из учебного заведения.

Строительные организации должны помогать образовательным учреждениям и в другом направлении. В большинстве случаев обучение сейчас ведется по устаревшим программам. В настоящее же время реальное строительство ведется по новым, современным технологиям. Необходимо совместными усилиями реформировать учебный процесс, готовить специалистов с усовершенствованными знаниями.

Градостроительное законодательство

Бурятия не успевает за общероссийскими тенденциями в области градостроительного регулирования. Из-за этого мы лишаемся возможности участвовать в федеральных инвестиционных программах. Между тем финансирование из государственного бюджета страны могло бы решить проблемы ветхого и аварийного жилья и инженерных коммуникаций.

Сейчас все работы по приведению республиканского и местного законодательства в соответствие федеральным законам отданы чиновникам, которые зачастую не заинтересованы в своей работе. Строительная общественность к обсуждению проблем и выработке решений не привлекается в силу собственной разобщенности, чиновники же предпочитают действовать закрыто и келейно.

Необходимо придать процессу законодательного реформирования отрасли публичность, привлечь к нему максимально широкий круг специалистов. Заинтересовать организации в участии, тем самым придать процессу новый сильный импульс.

Необходима стратегия

Все вышеперечисленные и многие другие задачи, существующие в строительной отрасли, необходимо решать комплексно. Именно поэтому необходимо разработать государственную программу, направленную на развитие строительного комплекса. Без стратегического видения, координации действий всех участников и субъектов, о дальнейшем развитии отрасли говорить не приходится.

В свою очередь, для разработки такой программы необходима структура, объединяющая государственные и муниципальные органы власти, строителей и общественность. В той или иной форме нужен союз между профильными комитетами, ведомствами, управлениями, строительными и общественными организациями. На базе этого неформального союза можно будет вести обсуждение будущей программы, впоследствии совместными усилиями решать поставленные программой задачи.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.