Знание сила, или Ликбез для потребителей
— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Правительством РФ утвержден перечень технически сложных и дорогостоящих товаров, в отношении которых требования об их замене на товары аналогичной марки, а также о замене на такие же товары другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. В данный перечень из товаров сложной бытовой техники включены холодильники, стиральные машины и компьютеры. Поэтому мастер своим отказом в замене телефона ненадлежащего качества ввел потребителя в заблуждение условием о проведении ремонта, чем нарушил его права, предусмотренные статьей 18 Закона, т.к. право выбора принадлежит потребителю.
В случае предъявления требования о замене товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара — в течение двадцати дней со дня предъявления требования. Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец либо уполномоченная организация в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный товар. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении, что предусмотрено статьей 21 Закона.
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией, уполномоченным индивидуальным предпринимателем) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования, что предусмотрено статьей 22 Закона.
Действия продавца, отказавшего в принятии и рассмотрении претензии, неправомерны. Продавец, указывая в гарантийном талоне, что потребителю в случае возникновения в товаре недостатка следует обращаться в сервисный центр, нарушает право выбора потребителя, ограничивая ремонтом товара.
Продавцом необоснованно было отказано в удовлетворении требования потребителя о возврате стоимости товара ненадлежащего качества, так как для этого достаточно наличие заводского дефекта.
Если бы потребитель не ознакомился с бланком квитанции о принятии телефона в ремонт и не потребовал внести в него изменения о проведении диагностики, то ему труднее было бы доказать свой отказ от проведения его ремонта. Поэтому потребителям, как в данном случае, необходимо более внимательно изучать документы (квитанции, договора), которые продавцы либо приемщики сервисных центров дают на подпись.
Потребителю необходимо за защитой своих нарушенных прав обратиться с письменной жалобой на неправомерные действия продавца и сервисного центра, приобщив в качестве доказательства претензию и ксерокопию квитанции о принятии телефона на диагностику, в Роспотребнадзор (г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 45), где ему будет оказана безвозмездная (бесплатная) помощь. Kибо он может обратиться в часы приема в общественные организации: общество защиты прав потребителей по адресу (г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова,4), Бурятскую ассоциацию потребителей по адресу (г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 22 офис 1), где он может получить возмездную (платную) помощь, но все его расходы будут предъявлены продавцу".