В Бурятии нашли новый вид бабочек

По разным оценкам ученых, на планете Земля существует от 800 тысяч до 80 млн. видов насекомых. Часть из них открыта, изучена и описана, часть остается загадкой для ученых. Большинство пока что не обнаруженных людьми насекомых обитает в труднодоступных районах планеты, но даже в пределах Бурятии, чья карта щедро усыпана точками, обозначающими проведение исследований, возможно сделать открытие. А вновь открытый вид насекомых можно назвать своим именем.

Около полувека энтомология развивалась в нашей республике в рамках изучения вредителей, исследователи и по сей день трудятся в лаборатории экологии животных института общей и экспериментальной биологии БНЦ СО РАН.

Здесь все начиналось с подробного изучения известных вредителей, основатель лаборатории Владимир Балдаруев разрабатывал биологические методы борьбы с вредителем. Так, для уничтожения сибирского шелкопрядом он предлагал разводить их естественного врага — наездников. А параллельно с основной работой постоянно пополнялась обширная коллекция насекомых, населяющих наш регион. Совсем недавно удалось обнаружить и новый вид одной из ночных бабочек.

Онохой увековечила бабочка

— Открытие нового вида насекомых — явление очень редкое, — рассказывает Татьяна Гордеева, сотрудник группы энтомологии вышеназванной лаборатории. — В год в стране описывается всего около тридцати видов. Открытие произошло довольно буднично: в ходе обработки собранного материала был найден новый экземпляр. Это представитель группы бабочек, которые развиваются на крестоцветных. Мы сравнивали его со всеми образцами, которые хранятся в музеях других регионов, даже с туркменскими, чтобы определить принадлежность к определенному виду.

Поскольку дневные бабочки имеют яркую окраску, поясняет Татьяна Валерьевна, их легче идентифицировать. А ночные с виду схожи, и для определения вида чешуекрылым отрезают кончик брюшка и, выварив гениталии в щелочи, изучают под микроскопом. Только так можно отнести ночных бабочек к тому или иному виду.

Новооткрытой бабочке было присвоено имя пяденица онохойская. Новому виду, в принципе, можно дать свою фамилию или имя близкого человека, но: "Не очень приятно представить, что бабочку с таким названием поймают и насадят на булавку, — поясняют энтомологи. — На Западе о Aурятии мало кто знает, разве что о Байкале слышали, а так появилась возможность вписать скромный бурятский поселок в анналы научной истории".

Вписана пяденица в самом прямом смысле: сейчас готовится к печати увесистая монография бурятских ученых "Чешуекрылые Бурятии". В работе, обобщившей полувековые исследования и наблюдения, описано 872 вида чешуекрылых, населяющих республику. И это не предел. Во-первых, уже сейчас Аюна Шодотова готовит описание еще одного нового вида, а вовторых, насекомым свойственно постепенно мигрировать, сменяя и расширяя ареал обитания.

— Каждые десять лет происходят определенные климатические изменения — поясняет сотрудник лаборатории Сергей Гордеев. — Для существования определенного вида насекомых важно наличие постоянной температуры, влажности. И если эти факторы изменяются, вид способен расширить ареал обитания. Наиболее известный пример — капустница. До недавнего времени она была известна лишь на Западе.

Сдерживающим фактором продвижения этого вида на восток считались зимние температуры ниже двадцати градусов. Если посмотреть сводки Гидрометцентра, то увидим, что за последние пятьдесят лет увеличились безморозные периоды, хотя зимы и не стали теплее. Уже в девяностые годы капустницу наблюдали в долине Иртыша, затем на Алтае, в Иркутской области.

Бабочек из Кяхты продавали в Европу

О некоторых видах насекомых можно лишь догадываться, что они были впервые пойманы в Бурятии. Дело в том, что в начале прошлого века большинство коллекций насекомых находилось в частных руках. Энтомология была занятием, популярным в высших кругах общества, ею всерьез занимались Владимир Набоков, Николай Романов.

Обеспеченные европейцы с удовольствием скупали у путешественников-энтузиастов собранный ими материал, а уже после с ним доводилось работать ученым. Так, например, еще в 1890-х годах первым бурятским энтомологом был Петр Михно, живший в Кяхте, и собранные им экземпляры приобретали коллекционеры из Европы. На основе этих находок было позже описано несколько новых видов. Слыша в названиях насекомых какие-то знакомые слова, например, "саяника", можно лишь предположить, что это насекомое обнаружено было впервые в Бурятии.

В наши дни чаще удается зафиксировать не столько новые виды, сколько распространение уже известных на новую территорию. И происходит это иногда совершенно неожиданно. Например, в практике исследователей был случай, когда новый для Бурятии вид, точнее его представитель, был случайно обнаружен в гараже. Бывает, что с находками в экспедициях помогают дети из окрестных сел.

— Единственный экземпляр вот этой бабочки, — показывает Татьяна Гордеева иллюстрацию в книге, — мы случайно нашли под ковриком в машине и долго потом вспоминали, где же ездили в тот день, откуда он. До того дня считалось, что переливница замещающая распространена на Дальнем Востоке, лишь до Читы.

Интересные наблюдения можно сделать, даже не отправляясь в далекую экспедицию, рассказывают исследователи. Например, впервые самку бражника Татарского удалось найти прямо в городе, преспокойно сняв с куста. До того момента ученым были известны лишь самцы этого насекомого, занесенного в Красную книгу Бурятии, зеленой окраски, а коричневатую самку никто не наблюдал. Такие случаи доходят до курьезного. Так, в коллекции наших исследователей долгое время был лишь один экземпляр желтоногой волнянки, и можно было уже предположить редкость этого вида, занести его в Красную книгу: Но, отправившись как-то проводить сбор образцов насекомых с куста ильмовника, ученые были поражены: ветки оказались буквально усеяны гусеницами этого "редкого" насекомого.

Души умерших грешников

Такие случаи, в принципе, нередки в энтомологии. Например, изумительной красоты махаон, редко встречающийся в средней полосе России, был занесен в Красную книгу, в то время как в Азии эта бабочка широко распространена и известна как вредитель. "С боем его исключили из Красной книги", — улыбаются ученые. Или, например, барбарисовая белянка.

В Сибири и на Дальнем Востоке этот вид встречается редко, а на Алтае их популяция выше, и это насекомое считается уже вредителем. А в Европе именно эта бабочка когда-то наводила ужас на селян: там на плодовых деревьях ее гусеницы окукливаются, бывает, в невероятных количествах. Когда происходит вылупление, из оболочки вниз стекает капелька красной лимфы, и в благоприятные для белянок годы кажется, будто на землю проливается кровавый дождь.

Ночные бабочки породили своим поведением другое суеверие: когда-то считалось, будто в их тела вселяются души умерших грешников, и потому-то несчастные существа так стремятся к свету и сгорают у огня. Конечно, эта легенда вспоминается энтомологам почти каждый раз во время экспедиций, ведь для сбора коллекции используются специальные светоловушки, приманивающие бабочек.

— Наша территория особенно интересна для изучения, поскольку здесь пересекается западная и восточная фауна, северная и южная, — делится Татьяна Гордеева. — До сих пор весь объем насекомых неизвестен. В подготовленной монографии каждый из нас описал около трехсот видов, и это только часть. Например, у нас нет специалиста по молеподобным чешуекрылым, а это тоже большое количество видов. Работы впереди очень много.