В Бурятии найдены потомки Чингисхана

Для участия в эксперименте были отобраны исключительно данные мужчин: только в их геноме присутствует Y-хромосома — единственная из 23 пар хромосом в человеческом организме, которая передается детям неизменной.

В частности, по этой причине ДНК оттуда используют для установления отцовства. Чингисхан, или Темучин, умер в 1227 году в возрасте 72 лет. Как считают исследователи, у монгольского лидера было более ста детей (всего четверо из которых признаны официальными наследниками). За прошедшие восемь веков, по мнению генетиков, потомки Чингисхана успели составить заметную часть населения Азии.

Чингисхан был не только крупным полководцем прошлого, но и сексуальным завоевателем. Российские генетики обнаружили следы мужской хромосомы великого завоевателя в генофонде почти двух десятков этносов, населяющих территорию Евразии. Это можно объяснить только удивительной сексуальной активностью монгольского хана, полагают исследователи.

Группа ученых под руководством Мирославы Деренко из Академии наук Магадана выявили генетический след, который уходит корнями к беспощадному лидеру, создавшему крупнейшую империю из тех, что когда-либо видывал мир. Работа, проведенная российскими и польскими учеными, была начата еще три года назад.

Тогда исследователи обнаружили группу тесно связанных линий Y-хромосом, которые передаются от отца к сыну. Носителями этого набора хромосом, как подсчитали ученые, являются примерно 16 миллионов современных мужчин. Предполагается, что эти хромосомы принадлежали Чингисхану и его отпрыскам. Обладая особым социальным статусом, они имели больше возможностей зачинать детей и, по историческим данным, использовали эти возможности с энтузиазмом.

Исследованием были охвачены 1437 мужчин, распределенных по 18-ти этническим группам, которые населяют территории бывшей Монгольской державы Чингисхана. Среди этих народов алтайские казахи, телеуты, хакасы, тувинцы, таджики, буряты, эвенки, монголы, калмыки, курды, персы, русские и другие. Генетический материал брали преимущественно у школьников и студентов мужского пола.

Причем в каждом случае донор должен был с уверенностью знать, что его отец и дед по отцовской линии принадлежат к данному народу (например, оба буряты). В качестве генетического материала использовали луковицы волос человека. Как выяснилось, более трети предполагаемых потомков Чингисхана населяют территорию исторической Монголии. Среди населения России больше всего "крови чингизидов" содержится в генофонде алтайских казахов (8,3%). От 1,7 до 3,4% генетического влияния Чингисхана найдено у жителей Алтая, Бурятии, Тувы и Калмыкии.

Как рассказал корреспонденту "Номер один" московский биологгенетик, член-корреспондент РАН Илья Захаров, предполагаемых чингизидов среди бурят было найдено пятеро.

— Всего было изучено у вас 217 мужчин, — сообщил ученый. - - Таким образом, доля чингизидов составила 2,3%.

Каждому из мужчин, участвовавших в эксперименте и получившему положительный результат после исследования ДНК, были выданы официальные свидетельства о родстве с великим завоевателем.

Однако коллеги московских ученых из Бурятии — биологигенетики из БНЦ СО РАН — разглашать имена предполагаемых потомков Чингисхана категорически отказались, ссылаясь на этическую сторону вопроса.

— Данные исследования носят весьма условный характер. Другое дело, если бы это был отдельный проект, в котором бы мог поучаствовать каждый желающий, тогда можно было бы опубликовывать и генеалогию и результаты таких исследований. А не так, чтобы все почитали как потомков Чингисхана только неких избранных лиц, — заявили бурятские ученые.