Экологи Бурятии перестраиваются
Прошло 20 лет после перестройки, и появились действительно рыночные ситуации, когда есть не только конфликт между населением, интересы которого представляют независимые общественные экологические организации, и "плохими" компаниями, но и конкуренция между "хорошими" и "плохими" компаниями. Сегодня эффективнее поддерживать первые, чтобы они "выдавливали" вторые. "Плохая" компания становится неконкурентоспособной, бесприбыльной и сходит со сцены.
Как помочь "хорошим" компаниям? Их особенность в том, что они заинтересованы в своем имидже. Они или продают товар на Запад, где потребители смотрят на имидж, или хотят привлечь инвестиции из-за рубежа. А банки тоже смотрят на репутацию российской компании. Причем не в эмоциональном плане, а в конкретном. Социально-экологическую ответственность компании отражают рейтинги, составленные по понятной и несложной методике.
В НЭРА — независимом экологическом рейтинговом агентстве — первыми в России разработали такую методику и начали оценивать предприятия. Общероссийское НЭРА учредили экологи, объединения предпринимателей и министерство экономики России. НЭРА выводит два ежегодных рейтинга — среди компаний, фирм и предприятий, а также среди регионов.
— Сначала все думали — что за НЭРА, почему мы должны давать информацию? Зачем будет выводиться рейтинг?, — вспоминает Владимир Белоголовов, менеджер Бурятского регионального объединения по Байкалу. — — Первые два года никто из крупных компаний не давал никакой информации. Но потом все вопросы были решены, и сейчас рейтингование активно ведется.
Решающее влияние на бизнес России оказал Всемирный банк. Увидев первые рейтинги, представитель ВБ в России заявил, что при контактах в российским бизнесом они будут ориентироваться на рейтинги НЭРА. После этого процесс заметно ускорился. Это, конечно, обусловлено, в первую очередь, усилением связей с законопослушными западными странами. Репутация фирмы играет там и для бизнеса, и для простых людей гигантскую роль. А слово "экология" выучили еще в прошлом веке. Составление независимых рейтингов является весьма эффективным средством воздействия на компании. Пришло понимание этого и в нашу страну и республику.
Если предприятие не входит в экологический рейтинг, это вызывает вопрос: что скрывает компания? А значит, с поиском партнеров и инвестиций могут возникнуть сложности. И те, кто это понимает, начинают ценить свой имидж в глазах народа и репутацию в деловом мире.
В Бурятии уже есть опыт составления рейтингов предприятий. Этот вопрос была темой дипломной работы. Одной из заинтересованных сторон тогда выступило министерство экономики Бурятии. Удалось получить информацию от тридцати предприятий.
На этом работа по рейтингованию закончилась. Никакого продолжения не последовало. Так как то первое исследование проводилось в рамках дипломной работы, после получения диплома человек оставил эту тему.
"НЭРА-Бурятия", которое хотят создать в Бурятии, призвано поставить эту работу на постоянную основу. Учредителями "НЭРА-Бурятия" по подобию всероссийской НЭРА должны стать три стороны: независимые общественные экологические организации, объединение предпринимателей (предположим, "Деловая Россия") и республиканская власть. Переговоры первых двух сторон уже активно идут. Экологи и предприниматели нашли точки соприкосновения.
После завершения этого этапа, организаторы "НЭРА-Бурятия" будут выходить на правительственные структуры. Какую позицию займет в вопросе рейтингования минэкономики Бурятии, правительство в целом, президент Наговицын, предсказать трудно.
Исходя из позиции правительства Бурятии, общество и ответит на вопрос, заинтересована ли нынешняя республиканская власть в социально-экологической прозрачности и ответственности компаний (как бурятских, так и всероссийских, работающих на территории республики). Желает ли власть, чтобы в республике работал ответственный бизнес, или главным стало быстрейшее освоение минерально-сырьевых богатств, невзирая ни на что.