"Заплатки" для ОСАГО
Вот, например, стикер теперь не нужен. Слава богу, ГИБДД все равно всегда смотрела не на стикер, а на полис, зачем он вообще нужен был? Или вводят новую форму полиса — ура, может быть, не будет протираться и влезет в портмоне, не разворачивать же каждый раз эту простыню. Хотя реформой это, конечно, не назовешь.
Или вот минимальный срок страхования снижен до трех месяцев. Так все равно много. Может быть, достаточно и недели: например, перегон плюс продажа. Выплаты до 30 дней... Непонятно. Если разбор ситуации и бумаги сделаны за три дня, то страховая компания несет платежное поручение в банк четыре недели?
Логичнее три дня с момента оформления документов. То есть что-то поменяли, но лучше от этого не стало. Введены и другие мелочи, которые касаются, скорее, удобства ГИБДД и страховщиков. Весь этот "тришкин кафтан" с ОСАГО латают каждый год, и конца процесса не видно.
Главная же ошибка в ОСАГО, которую законодатели в упор не замечают, — привязка к автомобилю. Здравый смысл подсказывает, что в авариях виновен не автомобиль, а конкретный человек — водитель, находившийся за рулем. Машина тут ни при чем, разве что ее категория — водитель автобуса или "КамАЗа" беды принести может гораздо больше, чем водитель мотоцикла.
Но если бы полис ОСАГО покупал водитель на свое имя, а дальше имел право управлять любым автомобилем оплаченной категории, то многие проблемы отпали бы сами собой. Страховой полис ОСАГО лежал бы у водителя вместе с правами. Никому не надо его передавать. По конкретному человеку легко отследить, виновником скольких аварий он оказался. Или дать ему хорошую скидку, если он ездит безаварийно. Неважно, на какой машине. Гражданская ответственность — это ответственность гражданина. Почему же мы тогда страхуем машину?
Когда разрабатывалась система ОСАГО, законодатель по глупости или еще по какой причине за основу взял юридическое понятие "средство повышенной опасности". В нашем Гражданском кодексе предусмотрено, что иногда за ущерб отвечать может не только водитель или реальный виновник в причинении ущерба, но и владелец "средства повышенной опасности". Само по себе это нонсенс.
За руль вашего автомобиля сел, допустим, ваш наемный водитель, сбил человека — выплачивать пострадавшему ущерб придется вам. И эту спорную со многих точек зрения норму Гражданского кодекса подхватили страховщики. Вот и вышло как всегда. Теперь у нас во всем виноват тот, кто осмелился купить машину, а вовсе не тот, кто плохо рулит. Скидку за безаварийную езду или надбавки за аварии по нынешней логике также получает машина, а не водитель, не совершавший ДТП.
Ну-ну, господа законодатели. Посмотрим, как удастся застраховать гражданскую ответственность других бытовых предметов. Преступления часто совершаются ножом. Нож — средство повышенной опасности? Безусловно, он часто в кого-то втыкается, режет пальцы, заносит инфекцию. Давайте застрахуем гражданскую ответственность владельцев ножей. Попробуем? Лиха беда начало.
P.S. Может, в чем я не прав? Обсудим на bbland.ru.