"Фанеру надо запретить!"

Бурят-монгольский народ всегда славился своими талантливыми артистами. Это подтверждается тем, что многие директора театров, продюсеры специально приезжают сюда в поисках певцов и музыкантов. Теперь статус самых певучих может пошатнуться. Или это уже произошло. Ведь в столице Бурятии тех, кто поет вживую, остались единицы. Более того, появляются творческие коллективы, за которых поют профессиональные артисты. Сами же "певцы" только открывают рот.
A- A+

— Как-то нам позвонил продюсер тогда только что создаваемой поп-группы, — говорит Татьяна Штырева, известная в Бурятии певица, которая училась всем трем направлениям вокального искусства — народному, эстрадному, академическому. — И попросили одну из моих учениц, чтобы ее голосом пели участницы этой группы — девушки, по всей видимости, манекенщицы, чья работа заключается лишь в том, что они просто красиво двигаются по сцене и открывают рты. У меня был шок от такого предложения!

Данный продюсер все же нашел певиц, чтобы провернуть свое дело. И теперь их голосами и "поет" коллектив безголосых манекенщиц.

— Девушки же ведь красивые, — говорит про известный в УланУдэ девичий коллектив Александра, менеджер развлекательного комплекса "Метро". — Почему бы и не посмотреть на них? Да, слухи о том, что они всегда поют под фанеру, давно ходят. Но у нас они не работают. Они выступали в "Метро" только один раз, но это был банкет для чиновников, и они сами приглашали этих девушек. Мы к ним не имеем никакого отношения.

Получается, что девушки только открывают рты. Артистам с более традиционными представлениями о профессии бывает обидно: ты — "старичок", выкладываешься, потеешь, мокнешь. А тут выходят молодые ребята, ротики открыли и в пляс. И люди же ведь верят в то, что они в действительности поют так безупречно и еще успевают танцевать. А "артисты" их обманывают.

Татьяна Штырева, а вместе с ней все мэтры бурятского народного и оперного искусства, сильно переживают из-за складывающейся ситуации. Их можно легко понять. Ведь, помимо того, что стыдно за горе-коллег, повсеместное использование плюсовой фонограммы плохо сказывается на их работе. В частности, качество работы звукорежиссеров снижается. Речь идет, конечно, не обо всех операторах, а о той части, которая привыкает ничего не делать, только нажимать одну-единственную кнопочку — для фанеры. Это в лучшем случае, в худшем — строят козни певцам.

— Когда мы выступали на Сурхарбане, один из операторов сердился из-за того, что мы хотим петь вживую, — рассказывает Татьяна. — И когда мы вышли, убрал мониторную систему, которая направлена на певца, чтобы он себя слушал. И представляете, что было?! А после выступления сказал: "Запишите себе фанеру, как все нормальные люди, и пойте. Из-за вас еще и обработку надо вести!".

Как много зависит от звукооператора, когда ты работаешь вживую! И когда он так тебе говорит, поневоле думаешь, что скоро все операторы только и будут делать, что включать плюс. Ведь в этом случае тебе не надо ничего настраивать. У нас и так многие не знают про частоты, которые есть в голосе и в инструментале, которые надо подстраивать.

— Если оператор велит работать под фанеру, это не оператор, — считает Дмитрий, звукооператор развлекательного комплекса "Метро". — Любой музыкант должен работать только вживую. "Нам надо голос беречь", "Мы же танцуем" — это отмазки".

Казалось бы, эти слова так просты и очевидны. Почему же бурятская эстрада заполонена музыкантами, которых опасно оставлять на сцене без фанеры? Может быть, плюс нужен?

— Плюсовую фонограмму можно использовать, когда у артиста много гастролей или приходится выступать на холоде, — говорит Дандар Бадлуев, директор театра "Байкал". — Артисту нужно беречь голос. Но фанеру, конечно, надо запретить.

— В советские времена у нас концертов было 38 в месяц, — говорит Татьяна. — И ездили же, и пели. Если певец выступает под плюсовую фонограмму, он должен предупреждать, что песни идут под плюс. Иначе получается, что он обманывает людей.

По всей видимости, далеко не все музыканты, певцы, артисты понимают это. Иначе на бурятской сцене не было бы деления на профессиональных артистов и "фанерщиков". И профессионалам не было бы стыдно за последних и смешно одновременно, когда аранжировщики в дружеском окружении включали "минусовки", на которых можно услышать "настоящие голоса певцов".

— На этих записях слышно, что голоса идут в другой канал, что певцы поют невпопад, — говорит Татьяна. — Я спрашиваю у Кати (солистки одной из групп, славящейся "фанерным" исполнением), вам не стыдно под фанеру петь? На что слышу: "Ну, Таня, мы же танцуем". Я сразу вспомнила слова Градского (борца за введение закона о фонограмме): "Если танцуешь — танцуй. Если поешь хорошо — пой. Если не умеешь совмещать то и другое — иди на завод".

До 92-го года мы гордились тем, что в Бурятии все поют вживую. А сейчас гордиться становится нечем. Анатолий Арсаланов, музыкант-профессионал, говорил всем, что у нас только живое исполнение. А сейчас любого не поющего на студии можно сделать поющим. Только зачем это нужно? Ответ напрашивается сам: чтобы получить денег. Но в рамках республики они получаются такими, что смешно ради них идти на такой позор. Разве не позор, когда у тебя заедает фанера, как произошло с одной из групп, и тебя народ освистывает: "А, фанера, фанера!"?

Эта тенденция охватывает студенческие эстрадные площадки, даже народные и детские коллективы. Если раньше учащиеся пели вживую, то сейчас на разных "Студенческих веснах" можно наблюдать фанерное исполнение. В итоге профессионалов, поющих вживую, — единицы.

Среди них: Татьяна Штырева, Анатолий Арсаланов, Саян и Эржена Жамбаловы, группа "Урагша", Ася Абсалямова, Марина Мищенко, Константин Назаров, Павел Дорошенко, Сэсэг Дашинамжилова и оперные певцы Батор Будаев, Вячеслав Бальжинимаев. Многих из них не устраивает подобная ситуация, поэтому в скором времени правительство РБ или Народный Хурал получит открытое письмо с тем, чтобы запретили использование плюсовой фонограммы.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.