Правда о "моторке"

Недавно в нашем городе мировой бренд Shell проводил семинар о маслах. Ваш корреспондент сумела там побывать и кое-какую информацию сочла необходимым донести до широкого круга автовладельцев. Ведь каждый использует в своей машине моторное масло, о правильной эксплуатации которого знать необходимо. Правила эти общие для всех марок и получены от высококлассного технического специалиста, работающего в Москве. Для удобства информация будет выглядеть как вопрос и ответ.
A- A+

— Что такое вязкость масла?

— Вязкость масла — это его текучесть. Вязкость обозначается цифрами, например, 0W..., и этот нолик гарантирует запуск двигателя при -35 градусах. Это нижний предел для обычных синтетических масел. Если на банке указана температура ниже — это информация, при какой температуре масло можно перелить в другую емкость.

— Какой у масла состав?

— Масла вырабатываются из нефти, формулу которой бог держит в секрете. На самом же деле нефть — это смесь различных углеводородов. Масло состоит на 70-80% из базового масла, остальное — присадки для коррекции его свойств. Ведь, помимо смазывания, масло должно еще и мыть "внутренности" двигателя, и охлаждать их, поскольку температура в нем неравномерна. Добавляются антипенные присадки, ведь масло — не пиво, и антиокислительные — чтобы масло не теряло своих свойств во время работы мотора, и диспергирующие — не дающие кислым продуктам слипаться, и противоизносные, и другие. Что касается температуры застывания, то для ее снижения добавляются полезные вещества со сложным названием полиальфаолефины (ПАО). У чистых ПАО температура застывания — мечта полярника: -66 градусов!

— Отличаются ли масла для праворульных "японцев" от других?

— Сами японцы считают, что масло должно быть энергосберегающим, и на внутреннем рынке используют масла с такими диковинными индексами, как, например 0W20. У нас таких масел нет, и слава богу. Дело в том, что в Японии и США довольно низкая максимально разрешенная скорость, в то время как в Европе на скоростных трассах она официально высокая, в России ездят не по правилам, а как машина и дорога позволят. 0W20 — очень жиденькое масло, оно дает низкое сопротивление внутри движка и экономит и его мощность, и топливо. А масло, к примеру, 10W60, предназначенное для любителей спортивной езды, считается загущенным. Оно не плохое, его только нужно менять почаще. Для простеньких моторов применение такого масла не имеет смысла, для них хороши масла 5W30, 5W40, на которых можно ездить круглый год. Вообще, японские двигатели очень надежные и к маслу не слишком требовательные. Они способны ездить на старом масле класса SG, но делать этого не нужно. С октября 1996 года выпускаются масла класса SJ, думается, что они оптимальны для машин, выпущенных после этой даты. Позже появился класс SL, а SM — наиболее современный. Для дизелей CF, CH, а вот CI4 и CJ нет смысла лить, поскольку содержание серы в солярке сводит на нет все преимущества этих масел.

— Что делать, если купили машину, в которой масло не менялось ну очень долго, буквально годами?

— Купить много масла, которое подходит вашей машине, все одной марки и вязкости. Поменять масло в первый раз и проехать на нем 100 км. Еще раз поменять масло, и еще и масляный фильтр. Ездить 1000 км. Наконец поменять масло и фильтр и вздохнуть с облегчением. При смене марки масла или при загрязненном двигателе рекомендуется сменить масло пораньше на пару тысяч километров. Самое дорогое покупать вовсе необязательно. Применять "пятиминутку" нет смысла: она не поможет, хотя и не навредит двигателю.

— От чего еще зависит срок замены масла?

— Его определяет производитель автомобиля и условия эксплуатации конкретного автомобиля. Можно сокращать интервал, но не увеличивать! При плохом топливе (читай — в России) срок замены масла сокращается! Если на банке написано "30 тыс. км", не радуйтесь, делите на 2 и меняйте через 15 000 км. Если вы ездите по трассе, а не по городу, пробег удлиняется. Не стоит думать, что более качественное масло позволяет увеличить срок замены — оно лишь лучше защищает двигатель. Обязательно следите за уровнем масла, недолив — это его меньшее количество и, следовательно, ускоренная потеря полезных свойств. Вернемся к вопросу смены марки масла. Это вредно, и нужно не только пораньше сменить масло при переходе с бренда на бренд, но и не делать этого больше. Двигатель не может оптимально работать в паре с маслом сразу же, ему надо 2—3 смены, чтобы произошла приработка масла и мотора. Поэтому, если вам где-то в деревне пришлось долить масла, какое было, а не какое надо, смените эту смесь при первой же возможности, сразу, как приедете в город. Разные масла имеют разные пакеты присадок, а присадки тщательно сбалансированы, их нельзя нарушать ничем посторонним. Поэтому и не рекомендуем лить в мотор что-либо еще, кроме масла!

— От чего расход масла повышается?

— От работы на высоких оборотах. Кто ездит в манере "газ-тормоз", тот и доливает масло чаще других. Это нормально. Норма для "Мицубиси", например, до литра на тысячу километров. Дизеля "кушают" масло в объеме 0,8—1% от расхода топлива. Еще повышается расход масла на отмытом двигателе: грязь из него ушла, и, грубо говоря, место освободилось.

— Можно ли применять масла для коммерческого транспорта на легковых дизелях?

— Ни в коем случае. Не надо считать, что коммерческое масло лучше, поскольку рассчитано на длительные пробеги. Оно для легковых дизелей категорически не подходит.

— Какие требования у двигателей Mitsubishi с непосредственным впрыском?

— Моторы с GDI хорошо работают на синтетике 5W30.

— Что лить в "Истану"?

— В "Истану" все почему-то льют 15W40, хотя ей самый кайф — масло 5W40.

— Откуда берутся течи моторов на ВАЗах при смене масла с минералки на синтетику?

— Все просто: минеральное масло вызывает расширение уплотнительных материалов, а синтетика — их сжатие. Поскольку сальники производятся самыми разными фабриками, чтобы не сказать кем попало, не всегда удается бедному "ВАЗоводу" купить качественный, который не даст течи.

- Влияет ли качество масла и репутация производителя на его контракты с автозаводами?

— Как ни странно, в этом вопросе бал правит маркетинг. Определением, чье масло лить в моторы на конвейере, занимаются маркетологи и выбирают наиболее выгодного поставщика! Поэтому если вы купили новую машину, продолжать лить то, что было залито, необязательно. Однако дилеры не дадут вам выбора, но имейте в виду, что все контракты автозаводов и производителей масел — это чистый бизнес.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.