Танец для Бога

Мегапроект "Священный дух Байкала говорит...", который включает в себя несколько международных фестивалей, обещает быть зрелищным и масштабным. Мастера танца из Шри-Ланки, Индонезии, Китая, России до 27 июня будут демонстрировать экзотичность танцевальной культуры своих стран. Каждый танец несет в себе свой — божественный — смысл. Исполнять их может только танцор, прошедший обряд посвящения. 19 июня корреспондент "Номер один" наблюдал этот магический ритуал с участниками театра "Байкал".
A- A+

"Танцевальная культура Азии необычайно красива", — говорил в прошлогоднем интервью газете "Номер один" Дандар Бадлуев, директор театра песни и танца "Байкал". Путешествие по таким загадочным странам Азии, как Камбоджа, Индонезия, Таиланд, Китай, Узбекистан, вдохновило Дандара Бадлуева на создание проекта, который бы обогатил нашу культуру.

Не прошло и года, как он был подготовлен. Старт уникального танцевального проекта был дан 23 июня, когда состоялся международный симпозиум "Байкальские встречи-VI". Далее нас ждут I международный телевизионный фестиваль древних классических танцев народов Азии "Цветок Байкала", международный конкурс сольного национального танца АТР "Венок Дружбы", полюбившийся зрителю спектакль-стихия по мифам и легендам монголоязычных народов "Угайм сулдэ" и международный фестиваль "Ночь ёхора".

— Юго-Восточная и Южная Азия — это самый южный буддизм, — говорит Дандар Бадлуев. — Наша же республика представляет собой северный буддизм. И это соединение двух крайних точек мировой религии я считаю символичным. Две расы, но религия одна и танец для Бога тоже один.

Для того чтобы танцевать для Бога, необходимо пройти соответствующий обряд.

— Два наших танцора будут исполнять кандийский танец, — продолжает Дандар Жапович. — Это церемониальный танец, который раньше исполнялся в храмах. Непосвященный человек не имеет права танцевать его. Человек должен быть духовно очищенным, освобожденным от всех грешных мыслей. Костюмы тоже должны быть освящены.

Поэтому автобус, везущий театр "Байкал", направился к Иволгинскому дацану, где перед статуей Будды были прочитаны мантры и на алтаре оставлены костюмы, которые должны провести всю ночь наедине с Богом. Витиеватые крыши Иволгинского дацана остались позади, и "Байкал" устремился к близлежащему ручью. Обряд проводили индонезийские мастера танца Аджанта Хевабрамана и Тучинданэ Лиянаарагичивага. Читая мантры, они зажгли лампаду, благовония, освящая место, где на следующий день танцоры станут посвященными. Под бой барабанов Аджанта сделал круг по реке. Завершилось все молитвой.

— Вода символизирует очищение, — говорит Дандар Бадлуев. — И когда завтра утром мы приедем сюда, два наших танцора, которые будут исполнять кандийские танцы, должны окунуться в воду. После этого они становятся очищенными и имеют право танцевать. Потом мы поедем в дацан и заберем освященные костюмы. И начнется процесс надевания сценического наряда. Он длится полчаса, так как сам костюм сложный по своей конструкции, и важна каждая деталь. Одевшись, посвященные танцоры будут бить в барабаны. Теперь они имеют право танцевать и на берегу продемонстрируют это.

— По замыслу организаторов, проект должен отразить всю уникальность сценического искусства — древних классических танцев Азии, которые произошли из магических ритуалов, существовавших на протяжении нескольких тысяч лет, — говорит Климентий Федоров, PR-менеджер театра "Байкал". — Ведь танец — это искусство, которое описывает определенное состояние души посредством упорядоченных ритмических действий и конфигурации тела. Искусство, выражающее мысли и чувства человека.

Действительно, жители стран Азии — исключительно танцующий и религиозный народ: местные танцы наполнены религиозным смыслом, а ритуалы немыслимы без танцев. Например, Шри-Ланка — одно из традиционных мест, где буддизмом охвачено все население. И религиозные традиции соблюдаются на 99%. Наши гости Аджанта и Тучинданэ являются синкалами, которых в Шри-Ланке большинство.

— У нас есть три типа танцев, которые происходят из разных типов культур: верхней части Шри-Ланки, средней и нижней, — рассказывает Аджанта, руководитель школы танцев Сэта Шире (Шри-Ланка). — Все они основаны на религиозных ритуалах. И мы выступаем практически на всех буддийских фестивалях, посвященных Дню рождения Будды, и дню, когда Будда ушел в нирвану, когда просветлел. Все эти дни отмечаются.

Вообще, Шри-Ланка, можно сказать, — страна танцоров. Танцевальному искусству там, впрочем, как и во всех странах Азии, обучают с детства. Так, у Аджанты и Тучинданэ танцует вся семья.

— Такой порядок пришел из 16 века, — говорит Аджанта. — Любой человек, который хочет научиться танцевать, может это сделать, поскольку в Шри-Ланке имеются мастер-классы, курсы. И они открыты для всех.

Танцы в Шри-Ланке основаны на историях. Они рассказывают зрителям о богах, королях, принцах, о жизни Будды. Эти истории мы будем наблюдать на протяжении пяти дней — времени мегапроекта "Священный дух Байкала говорит...". А затем и каждый год, ведь проект будет охватывать все новые и новые страны.

— На следующий год мы будем готовить проект с участием танцоров, например, классических японских танцев, — говорит Дандар Бадлуев. — Так постепенно будем развивать данный проект. В конечном итоге, мы, жители Бурятии, будем знакомиться с культурой других стран. Нам бы хотелось, чтобы люди знали о том, насколько богата культура Азии, чтобы они соприкасались со священными танцами и духовно обогащались.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.