Дело пахнет керосином
Керосиновый кризис последних месяцев больно ударил по авиакомпаниям, и те, в свою очередь, начали искать экономические выходы из создавшейся ценовой ситуации. "Бурятские авиалинии" в течение 2008 года попытались выйти на заключение прямых договоров с производителями топлива, например, с тем же Ангарским нефтехимическим комбинатом. Авиакомпания предложила "Аэрофьюэлз-Улан-Удэ" только хранить у себя и оказывать услуги по непосредственной заправке судов, но не покупать у них топливо. На что никаких официальных ответов не последовало, а в устной форме был получен отказ.
Бурятское управление ФАС усмотрело в нежелании "Аэрофьюэлз-Улан-Удэ" сотрудничать в такой форме с потребителями топлива злоупотребление доминирующим положением на рынке и возбудило дело. Причем, сразу в отношении четырех предприятий — "Аэрофьюэлз-Улан-Удэ", ООО "ТЗК "Аэрофьюэлз", ООО "Компания "Аэрофьюэлз-Восток" и ООО "Фирма "Аэрофьюэлз Инк". Сроки рассмотрения назначены на середину сентября 2008 года.
Как отмечают наблюдатели, одним из мотивов отказа "Аэрофьюэлз-Улан-Удэ" были их сомнения в качестве топлива, которое будет принадлежать авиакомпаниям. Дескать, мы неизвестно чем будем заправлять, поэтому рисковать не хотим. Резон в этом есть. Авиационный керосин должен проходить детальную проверку качества на соответствующем дорогом оборудовании, которое на данный момент есть в распоряжении только у "Аэрофьюэлз-Улан-Удэ".
Но в ответ эксперты отмечают, что довод не слишком убедительный. Тот же "Аэрофьюэлз-Улан-Удэ" при заключении договоров, от которых они в резкой форме отказались, могли бы прописать пункт о качестве, сертификации и других условиях привозимого и заправляемого топлива авиакомпаний.
Что касается собственно цен на авиационный керосин в Бурятии, то антимонопольная служба проверила их законность и не выявила нарушения "Аэрофьюэлз-Улан-Удэ". Местная высокая цена обусловлена невыгодной схемой доставки авиатоплива в аэропорт. Сначала по железной дороге топливо доставляется на склады в Бурятию. Потом на автомобильном транспорте до Улан-Удэнского аэропорта, причем "плечо" перевозки составляет 50 километров. Для примера, в склады Иркутского аэропорта керосин доставляется напрямую по "трубе", проложенной прямо от Ангарского нефтеперерабатывающего завода. Кроме того, количество воздушных судов, обслуживаемых в Улан-Удэ, совсем незначительно, что весьма увеличивает себестоимость их обслуживания.
А вообще, оценивая инициативу правительства России срочно найти и уличить виновников в "керосиновом" кризисе, наблюдатели склоняются к мысли, что в региональных аэропортах их искать нелогично. Это, что называется, "битье по хвостам". Да и сами чиновники уже начинают понимать, что причины взлета цен на авиатопливо надо искать в недрах вертикально интегрированных нефтяных компаний. Иначе говоря, у крупнейших и всем известных нефтяных общероссийских лидеров рынка. Не исключено, что речь будет идти о картельном сговоре. Если смогут доказать.