Кредитные бюро набирают информацию
Работающая при каждом банке служба безопасности не всегда может отследить и выявить всех мошенников и неплатежеспособных клиентов, поэтому на выручку приходит Национальное бюро кредитных историй. Данная структура была создана в 2005 году.
Принцип работы Национального бюро кредитных историй прост. Все банки, которые имеют соглашение с бюро, передают информацию о всех выданных ранее кредитах по каждому клиенту в их базу, начиная с того, с какой целью был взят кредит, его срок, сумма, были ли допущены просрочки, и если да, то в течение какого времени. Общая информация о клиентах банков по всей России лежит в базе Национального бюро в свободном доступе для партнеров.
Как говорит Светлана Егорова, начальник Управления розничного бизнеса "Русь-Банка", когда приходит оформлять кредит новый, незнакомый клиент, то его могут проверить по базе бюро. Решение о том, заносить клиента в "черный список" или нет, каждый банк принимает самостоятельно.
По словам Светланы Владимировны, если изначально кредит был взят недобросовестным человеком, намеренным в последующем не рассчитываться, то он не будет платить с первого платежа. Под плохую кредитную историю попадают обычно клиенты, у которых несколько просрочек. Даже если клиент каждый раз опаздывает с платежом на день-два или десять, то он тоже попадает в "черный список". И в будущем ему будет проблематично оформить кредит в любом другом банке.
Правда, учитывая, что Национальное бюро кредитных историй работает только с 2005 года, информации о недобросовестном клиенте, не рассчитавшемся с кредитом раньше этого времени, может и не быть.
Помимо просроченных задолженностей, человек может попасть в неблагонадежные клиенты, если часто меняет место работы. Портрет идеального заемщика — человек, у которого есть хороший стаж работы — до 10 лет, семейный, с детьми. Обычно семейные люди, работающие уже несколько лет, имеют материальную базу: квартиру, машину и т.д. Это стабильный потенциальный клиент, у которого уже есть какие-то обязательства.
— Улан-удэнцев, которые имеют плохую кредитную историю, пока немного, но они есть. И в связи с тем, что с каждым днем все больше банков заключают соглашение на сотрудничество c Национальным бюро, число "плохих историй" увеличивается. Эффективность сотрудничества с НБКИ ощущается. Идет нормальный отсев клиента, — говорит Светлана Егорова.
Не все банки в Улан-Удэ нуждаются в сотрудничестве с Национальным бюро кредитных историй. К примеру, "Байкал-Банку" это вовсе не нужно, так как он кредитует только тех, кто получает зарплату через их банк и пользуется их карточками.
— Мы уже видим всю зарплату клиента, и нам не нужно составлять кредитную историю. Изначально видно, какую сумму клиент может платить в зависимости от уровня его зарплаты. Даем кредиты без залога под обычное поручительство такого же "зарплатника", — рассказывает Сергей Березин, советник председателя правления "Байкал-Банк".
Сегодня все больше клиентов понимают, насколько важно иметь хорошую кредитную историю. И большинство все-таки стараются ее не портить. Обычно в "черный список" попадают отчаянные маргиналы и мошенники. Впрочем, попасть в "черные списки" может и вполне платежеспособный человек. Который не успел осознать степень важности сохранения репутации.