Всем прощаем

На прошлой неделе разные ветви власти Бурятии неожиданно вспомнили о печальных финансовых историях, случившихся с республиканскими бюджетными деньгами в разные годы. В частности, правительство распорядилось простить и списать долги одной странной местной государственной корпорации. В то же время некоторые депутаты Народного Хурала серьезно озаботились выплатой пресловутого "золотого кредита", а также исчезающей на глазах "Транссибирской грузовой компанией" — вынесли эти вопросы на заседание бюджетного комитета. Правда, и из этой депутатской инициативы, скорее всего, ничего не выйдет. Спишут долги и тут.
A- A+

На нет и суда нет

Судьба ГУП "Республиканская продовольственная корпорация" прозаична. Созданная с прописными благими намерениями накормить народ и озаботится судьбами сельхозпроизводителей в смутные времена 90-х, она, видимо, не выполнила ни того, ни другого. В нее вкачивались бюджетные средства, после чего тратились, но населению от этого было ни холодно, ни жарко. Более того, с бюджетными деньгами время от времени выходили неувязки. Это зафиксировано и Счетной палатой Бурятии.

Так, в отчете в июне 2003 года "по результатам проверки юридических лиц по бюджетным ссудам и кредитам, предоставленным из республиканского бюджета", сделан вывод: "Предоставлены не предусмотренные законом о республиканском бюджете на 2002 год бюджетные кредиты ГУП "Республиканская продовольственная корпорация" в сумме 9241,6 тыс. руб."

Кроме того, "Продовольственная корпорация" была замечена и в откровенных скандалах. Общероссийская "Независимая газета" писала в июне 2002 года о заключенном 1 декабря 1999 года между Минсельхозпродом Бурятии, ГУП "Республиканская продовольственная корпорация" и концерном "Ариг Ус".

Дословно: "Согласно договору, концерн должен был обеспечить поставку ГСМ в Бурятию, а ГУП "Республиканская продовольственная корпорация" — принять эти ГСМ и обеспечить их отправку сельхозпредприятиям. Договор предусматривал снабженческо-сбытовую наценку в размере 5%, однако на деле выплаченное вознаграждение составило 2 011 037 рублей, или 5,4%.

Когда означенной операцией заинтересовались правоохранительные органы, то стали выясняться куда более впечатляющие подробности. Например, в ходе оперативной проверки выяснилось, что отсутствуют документы, которые могли бы подтвердить получение ГСМ сельхозпредприятиями республики.

Есть 123 счета-фактуры, выписанных в один и тот же день, есть один-единственный формальный акт сверки между ГУП "Республиканская продовольственная корпорация" и концерном "Ариг Ус", а вот от самих получателей ГСМ ничего нет". Из документов было непонятно, дошли ГСМ на сумму более 23 млн. рублей до адресата или нет.

В общем, деятельность сего учреждения была как минимум противоречивой, но конец ее бюрократически банален. Решением Арбитражного суда Бурятии от 10 марта 2005 года "Республиканская продовольственная корпорация" была признана банкротом с многомиллионными суммами долга. Которые взыскать было нереально по причине полного отсутствия какого бы то ни было имущества. А на нет, как говорится, и суда нет.

Списать все

В последующие годы об умершей конторе никто и не вспоминал. Ну, была государственная корпорация, которая так распорядилась бюджетными делами, что осталась должна государству же десятки миллионов рублей. Ну и бог с ней. Но долги-то висели в правительственных бухгалтерских документах, различных отчетах и перетекали из одного финансового года в другой. В начале нынешнего года у правительства Бурятии наконец "дошли руки" до этой грустной истории.

Первый заместитель председателя правительства Иннокентий Егоров 14 января распорядился подготовить проект закона республики о внесении изменений в "Закон о бюджете на 2008—10 годы и на период до 2010 года" в части списания задолженности "Продовольственной корпорации". Всего сумма списанных долгов будет составлять 32,2 миллиона рублей, включая штрафные санкции и проценты за пользование кредитом. Если Народный Хурал признает оправданность такой инициативы и примет изменения в законе, то в процессе потери этих денег для народного хозяйства Бурятии можно будет поставить точку. Виновных, естественно, никто искать не будет.

Сам Народный Хурал, вернее отдельные его депутаты, на прошлой же неделе пытались возбудить интерес власти к не менее мутным проектам в новейшей истории Бурятии. 18 января на заседании комитета по бюджету депутат Игорь Бобков попытался включить в повестку дня пункт о возвратах "золотого кредита" и долгов перед бюджетом "Транссибирской грузовой компании".

По мнению депутата, заинтересованные стороны в этих кредитных случаях, то есть коммерческие предприятия-должники, или уже исчезли, или в данное время усиленно банкротятся. И правительство Бурятии рискует остаться один на один с сотнями миллионов рублей долга перед российским бюджетом.

История получения "золотого кредита" правительством Бурятии с обязательством вернуть 750 килограммов благородного металла настолько длинна, к тому же подробно описывалась и скандально известна, что повторять ее лишний раз не имеет смысла.

Стоит сказать лишь, что на сегодня Бурятия должна по нему более полтонны золота. С 2005 года по 2008 год ежегодная сумма выплат по "золотому кредиту" составляет 2,5% от всего долга — порядка 3,6 млн. рублей. С 2008 по 2012 год ежегодно нашему бюджету нужно будет платить уже в три раза больше — по 7,5%. А оставшийся долг с 2012 года придется ежегодно выплачивать долями уже по 20%, то есть десятками миллионов рублей.

Игорь Бобков на заседании комитета выразил обеспокоенность сложившейся ситуацией с возвратом кредита. По его информации, золотодобывающие артели, которые пользовались деньгами "золотого кредита" и которые должны отдавать намытое золото в счет погашения, просто исчезают. Из пяти золотодобывающих предприятий — ОАО "Прииск Ципиканский", ЗАО "Рассвет", ЗАО "Багдаринская горногеологическая компания", ООО "Байкало-Муйское горногеологическое предприятие", ЗАО "Искра" — в природе уже не существует трех. Кто будет за них платить — вопрос решенный. Платить будет бюджет Бурятии.

Их не догонишь

То же самое происходит, по мнению депутата, и с "Транссибирской грузовой компанией". В прошлом году эта организация уже прославилась тем, что нанесла ущерб бюджету Бурятии в размере 56 млн. рублей. Эту сумму вынуждена была выплатить республика "Росбанку", поскольку в свое время поручалась перед ним за "Транссибирскую грузовую компанию".

Политики и чиновники громко шумели по этому поводу. Работавший тогда заместителем прокурора республики Матвей Гершевич (ныне председатель Народного Хурала) с трибуны парламента выступал, клятвенно обещая найти и покарать виновных, которые, по его словам, "находятся где-то здесь, или в Иркутске, или в Москве".

Тогда же перед народными избранниками заставили отчитаться учредителя компании-должника. Тот, соответственно, пообещал вернуть в республиканский бюджет все до копейки. Депутаты и чиновники поверили — а что оставалось делать? Теперь же, по информации Игоря Бобкова, "Транссибирская грузовая компания" находится в процессе банкротства. Сие означает, что после ее благополучного исчезновения деньги в бюджет Бурятии не вернутся. Несмотря на все заверения.

Коллеги Игоря Бобкова по комитету информацию о надвигающихся на Бурятию кредитных проблемах выслушали, но "прямо сейчас" обсуждать отказались. Было принято решение о включении этих вопросов в повестку работы комитета на следующее заседание. Самое грустное во всей этой истории, что чем неторопливее рассматриваются все эти вопросы, тем меньше шансов "догнать" розданные вполне конкретным людям бюджетные деньги.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.