Нежелезные дорожники

На прошлой неделе президент Бурятии провел очередное совещание с руководителями бюджетообразующих предприятий о выполнении ими программы СЭР. На этот раз отчитывались ЛВРЗ и ВСЖД. Как заявили железнодорожники, позиции у них устойчивые. Тем не менее, общественность узнала, что ЛВРЗ скоро перестанет быть частью ВСЖД, кроме того, впервые было заявлено о громадных убытках, которые несут железные дороги в связи с кризисом.
A- A+

Реформа на ЛВРЗ

ЛВРЗ практически перестал быть частью Восточно-Сибирской железной дороги. Как объяснил директор завода Виктор Боярчуков, "в 2009 году планируется образование на базе 10 ремонтных заводов ОАО "РЖД" дочернего зависимого общества "Желдорреммаш", которое получит статус юридического лица". В связи с этим ЛВРЗ войдет в новый специализированный холдинг.

ЛВРЗ является крупнейшим профильным предприятием за Уралом, кроме того, ему удалось подвинуть на своеобразном рынке заказов от РЖД аналогичные заводы из европейской части страны, например Ростовский и Ярославский.

Благодаря заказам удалось увеличить количество работающих на предприятии с 5,5 тысячи человек в 1999 году до 7 тысяч в нынешнем. По заверению г-на Боярчукова, кризисные времена предприятия остались в прошлом. Завод на сегодняшний день загружен на 80 процентов. До 2017 года ЛВРЗ намерен повышать объемы работ в среднем по 5—6 процентов в год. За ближайшие десять лет рост абсолютной величины объемов должен достигнуть 290 процентов.

Железнодорожников станет меньше

Представители профильных министерств экономики и транспорта Бурятии подтвердили, что выдаваемые заводом прогнозные цифры вполне реальные. Тем не менее, Вячеслав Наговицын усомнился в прогнозе. Его насторожила информация директора, что завод, перебираясь во вновь образованную "дочку" РЖД — "Желдорреммаш", оставляет на балансе ВСЖД недостроенные цеха, то есть они не будут использоваться для расширения производства.

Виктор Боярчуков пояснил, что долгострой, оставшийся с советских времен, взять в качестве уставного капитала не было возможности из-за позиции РЖД. Но директор видит большой потенциал в связи с заменой технологий и оборудования в действующих цехах. По его мнению, это позволит поднять производительность труда в разы.

Вячеслав Наговицын, тем не менее, выразил недовольство от потери заводом производственной недвижимости и, следовательно, земли в центре города: "Неизвестно, что там построят, может, снесут и развлекательный центр устроят", — отметил президент.

Помимо перехода ЛВРЗ в новую "дочку", на самом заводе грядут некоторые структурные изменения. В ближайшее время в отдельные малые предприятия будут выведены пищевой блок (столовые и буфеты), персонал по уборке территорий и цехов, а также охрана. Это считается непрофильными производствами. Таким образом, около 500 человек юридически сменят место работы. Будут ли они пользоваться знаменитым "железнодорожным" социальным пакетом, не совсем ясно.

Но, в принципе, можно сказать, что ЛВРЗ достаточно благополучно "защитил" свои планы в правительстве Бурятии. За мелкими замечаниями их отчет был принят, а поддержка внутри республики и за ее пределами Москве гарантированы.

Главный налогоплательщик

Вслед за ЛВРЗ перед правительством выступал самый крупный налогоплательщик в бюджет республики — Восточно-Сибирская железная дорога. Заместитель начальника дороги по экономике и финансам Владимир Каутц сразу обозначил влияние ВСЖД на экономику Бурятии. По его словам, в этом году в республику было заведено 3 миллиарда инвестиций, в 2009 планируется 3,5 миллиарда. За 10 месяцев в бюджет республики внесено 2,5 миллиарда рублей налоговых платежей. Рост платежей по налогу на прибыль составил 24 процента. Все плановые показатели на год по налогам ВСЖД выполнила уже за 10 месяцев.

Средняя заработная плата железнодорожников в Бурятии составляет 25 тысяч рублей. Сокращений в связи с кризисом персонала не планируется, но и набор на работу в ВСЖД остановлен. Как пояснил г-н Каутц, сокращение кадров будет происходить естественным путем.

Представитель ВСЖД и Вячеслав Наговицын поговорили и достигли взаимопонимания по инвест-проектам: ветке, соединяющей Транссиб и БАМ, вокзалу на станции Заудинск, замене железнодорожных переездов путепроводами. Учитывая, что проекты выгодны обеим сторонам, разночтений здесь не было.

Электрички подорожают в три раза?

Зато ВСЖД позволила себе, практически с позиции силы, поговорить о долгах Бурятии железной дороге. По мнению г-на Каутца, республика продолжает не возмещать выпадающие доходы ВСЖД от пассажирских перевозок. По убеждению железнодорожников, убытки ВСЖД этого года составили 37 миллионов рублей, но Бурятия заплатила всего три с небольшим. В бюджете Бурятии 2009—10 годов суммы на покрытие убытков пригородного сообщения вообще отсутствуют. По словам Владимира Каутца, при таком раскладе надо повышать тарифы на пригородное сообщение в три раза. Но тогда электричка будет стоить пассажирам дороже, чем поездка в пассажирских поездах.

Более того, ВСЖД устами г-на Каутца решила пошантажировать Вячеслава Наговицына, заявив, что "в зависимости от решения этой проблемы будут решаться остальные совместные вопросы".

Президент Бурятии вызов принял: "Мы не раз вам отвечали, тем не менее, вы продолжаете упорно развивать эту тему. Наше соглашение с ВСЖД закончилось летом этого года. Поэтому мы пересчитали тариф на этот год. У нас получилось 15 миллионов вашего убытка. Мы 50 процентов от половины этой суммы заплатили. Если у вас есть замечания к нашим цифрам, то с удовольствием сядем вместе с вами, посчитаем еще раз".

В отношении будущих возмещений Вячеслав Наговицын посоветовал отказаться ВСЖД от социалистических идей и заявил, что Бурятия не планирует возмещать тарифы, но введет для населения адресную помощь.

Это было, по сути, единственным камнем преткновения, в остальном стороны высказали необходимость друг в друге. Совещание грозило закончиться хэппи-эндом, как произошла главная сенсация.

Кризис "съедает" грузы

На просьбы минэкономики Бурятии и Вячеслава Наговицына ознакомить правительство республики в ближайшие недели с планами не до 2011, но до 2017 года Владимир Каутц высказал наболевшее.

По его словам, долгосрочно планировать сейчас нет никакой возможности, ибо экономический кризис набирает обороты. В октябре, по сравнению с сентябрем, объемы перевозок по РЖД упали на 20 процентов, в ноябре планируется падение еще на 15%. Убытки естественной монополии за последний месяц составили 6,5 миллиарда рублей. Кризис приводит к уменьшению грузоперевозок.

Сама Бурятия снижает объемы грузов, отправляемых из республики, с 9 до 8 млн тонн. Это уже наступившая реальность. Из всех отраслей только угольная промышленность продолжает находиться на прежнем уровне. Это было серьезное заявление. Присутствующие быстро осознали происходящее. Тем не менее, Вячеслав Наговицын, сказав, что кризис не бывает вечным, в более мягкой форме все-таки попросил предоставить долгосрочные планы ВСЖД в отношении Бурятии.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.