Что происходит с "японками"?

Среди автовладельцев ходит мнение, что свежие машины японского производства (начиная с конца 90-х) менее надежны, чем старые. По этому поводу, весьма волнующему, идут активные дискуссии, и мы решили порассуждать на этот счет. Абсолютную истину таким путем не установить. Для этого нужны специальные лабораторные исследования автомобилей, но картина проясняется, если принять во внимание самые разные факторы — и экономический в первую очередь.
A- A+

На все темы, в том числе и эту, наши острословы придумывают анекдоты. Например, такой: "На заводе "Мерседес" только сейчас поняли, что выпуск и продажа запчастей выгоднее, чем производство надежного автомобиля. Наши автозаводы знали об этом всегда!"

Из этого может следовать не слишком приятный вывод: надежность автомобиля в долгосрочной перспективе нерентабельна. То есть производителю невыгодно делать машины, на которых клиент будет ездить десятилетиями. Заводу интереснее, чтоб клиент периодически менял машину - причем на другую той же марки. Логично, что возникает необходимость сделать машину надежной в период эффективного использования ресурса. То есть клиент купил машину, покатался, она не ломалась за, скажем, 100 000 км, ему понравилось, и он купил такую же новую, следующего поколения.

Учитывая вышесказанное, экономисты становятся главными командирами на автопредприятиях! Получается, ресурс узлов и машины в целом, который устанавливается самим производителем, зависит от того расчета, через какое время среднестатистический покупатель сможет купить еще одну машину. Причем величина ресурса вряд ли значительно скажется на себестоимости агрегата.

Не путать с ценой — суммой, за которую клиент готов этот товар купить. И чем больше разница себестоимости и цены, тем в большем выигрыше остается продавец. Вот тут опять получается, что производители, наращивая свои объемы производства, экономят абсолютно на всем, начиная с пластика и заканчивая стенками цилиндров и качеством металла, используются более высокотехнологичные материалы (что зачастую означает более дешевые). Да, вся промышленность идет по пути снижения издержек.

Отсюда и перевод производств в Азию (экономия на фонде оплаты труда, экономия на отоплении производственных площадей - это очень внушительные цифры и т.д.). Что касается японцев, то они все равно больше пяти лет на одной машине не ездят, драконовские техосмотры сякены — это не шутка. Поэтому фирмы нашли выход: они стараются делать такие машины, которые свои сто тысяч км отходят на 100% без поломок. И не более того. Остальное их волнует мало: основная масса автомобилей уходит с аукционов за рубеж в страны с малоразвитой экономикой. В их число, увы, попала и Россия.

Поэтому с точки зрения экономики надежность становится выше, но только на небольшой период, который определяют сами производители. Однако чтобы автомобиль, эксплуатируемый в нашей стране, не только пользовался популярностью, но и просто имел право на жизнь, он должен быть ремонтопригодным. Ремонтопригодность стала ниже, и это видно невооруженным глазом.

Пятьдесят лет назад любой шофер мог своими руками починить сломавшуюся машину, сейчас просто невозможно представить владельца "Мерседеса" или "Тойоты" 2005 г.в. лежащим под автомобилем и с успехом устраняющим проблему. В нашем регионе из вторичных машин любовью пользуются те, что попроще, имеющие шанс быть недорого отремонтированными в большинстве местных сервисов.

В качестве яркого примера может служить дуэль Mitsubishi и "Тойота". ММС выбрала принцип "никаких поломок первые 100 000" (отсюда сложные движки и прочее, и, надо сказать, действительно, первые лет пять проблем у них нет). А "Тойота" просто делала двигатели понадежней. Итог мы видим на улицах каждый день: к сожалению, красивые "Мицубиси" с их великолепными ходовыми характеристикам и оснащенности высокими технологиями уступают простым и надежным "Тойотам".

Есть и еще несколько нюансов. Многие меняют автомобиль не потому, что старый стал плох, а потому что каждый год из Японии привозят новые модели. Зачастую большинство людей покупает машины именно потому, что такие есть у друзей, соседей, знакомых, на дорогах и т.п. Говорят, особо чокнутые американцы каждый год меняют машину.

У них у каждого совершеннолетнего члена семьи новая машина, в районах поплоше — тоже есть у каждого, но полученная в наследство от старшего. Мы, россияне, пока на первом этапе, в самом его начале, и к этому, возможно, тоже придем. Попозже. Что касается японцев, то драконовские сякены — это признак того, что правительство стимулирует народ на смену машин, повышая спрос на новые автомобили. Обостряется конкуренция между заводами, и в результате "японки" перепрыгнули американское качество.

У американцев движущей силой смены транспорта является зависть к соседскому новенькому "Хаммеру", им и сякены вводить нет необходимости. Впрочем, вносят свою лепту и новейшие электронные "навороты", которые сейчас прочно ассоциируются с понятием "хорошая машина успешного автовладельца".

Доукомплектовать свою старую машину современными девайсами можно, но невыгодно: при продаже, которая неизбежна всегда, цена машины из-за обилия установленных наворотов почти не повысится. Важен и более свежий дизайн, ведь машина играет роль визитки, и ездить на морально устаревшей модели попросту непрестижно: мода и имидж превалируют в современном обществе. Можно сказать, автомобиль превратился в средство потребления, как бытовая техника и мобильный телефон, а потому и отношение к нему изменилось, оно стало менее трепетным.

Завершить хотелось бы примером: некий россиянин ныне живущий в Штатах, хотел купить американскую машину, но купил "Хонду Аккорд". Причина — наименьшая потеря в цене при последующей продаже. Японцы смогли завоевать весь мир своими автомобилями потому, что у них наилучшее соотношение цены, качества и надежности. Да, они стали сложнее и потому менее надежны в наших пока еще не слишком цивилизованных условиях, но заявить, что "японки" перестанут пользоваться успехом, нельзя: альтернатив им в нижнем ценовом секторе пока нет.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.