Загадочные аббревиатуры

Как заметил любой автовладелец, помимо сигнальных лампочек, о которых мы рассказывали в прошлом номере, для нормального взаимодействия с автомобилем нужно знать буквенные обозначения. Аббревиатуры могут светиться на приборной панели, а различные шильдики красуются на кузове. О том, что означают буквы, которые встречаются почти на всех иномарках, поговорим сегодня.
A- A+

Помощники водителя

DAC расшифровывается как Downhill Assist Control. Эта система помогает водителю безопасно спуститься с крутой горы и устанавливается на внедорожники. На колесах установлены датчики, которые замеряют скорость вращения колес, и машина удерживается на постоянной скорости. Электроника подтормаживает передние колеса, держа скорость на уровне пешеходной. "

Вторая половина" и оборотная сторона DAC называется HAC (Hill-start Assist Control). Логично, ведь эта система следит за джипом на крутых подъемах, предотвращая пробуксовку колес при движении вверх по склону. HAC способна не дать машине скатиться вниз под собственной тяжестью. К сожалению, от мастерства водителя зависит все меньше, и подобные страховки для "чайников" скоро отучат водителей уметь хоть что-то! Обе системы работают благодаря АБС, антиблокировочной системе.

EBA — Electronic Brake Assist, он же помощник слабых барышень — дотормаживатель. Следит за давлением в гидравлической системе тормозов. В случае экстренного торможения распознает резкое движение ноги на педали тормоза и самостоятельно повышает давление в тормозной магистрали. Причем умный ЕВА срабатывает, когда это нужно, и задействует тормоза во всю мощь, во много раз быстрее человека. Правда, риск получить в бампер от сзади идущих, увы, сильно повышается. Есть еще одна вещь, которая позволяет тормозам современного автомобиля останавливать машину максимально эффективно и работает в паре с EBA. Это EBD, Electronic Brake Distribution, равномерное распределение тормозных усилий. Без исправной ABS эти системы не работают. И не только они.

TRC — антипробуксовочная система (на автомобилях Mazda — TCS), она же трекшн-контроль, управление тягой. Применяется для предотвращения пробуксовывания ведущих колес, устанавливается на мощные легковые модели. Действует просто и элегантно: снижает мощность двигателя, если ведущие колеса вдруг закрутятся слишком быстро, может подтормаживать колеса, какие сочтет нужным. Контролирует колеса не только во время трогания, но и в движении. О частоте вращения каждого колеса система узнает от установленных на них датчиков и от датчика ускорения. Сия электроника обеспечивает максимально возможный разгон автомобиля при конкретных условиях дорожного покрытия.

ESP — система курсовой устойчивости автомобиля ("курсовик"). Сколько часов потратили на ее разработку ученые, подсчитать трудно. Очень сложная система, использующая антиблокировочную, антипробуксовочную системы и управление дроссельной заслонкой. Все это хозяйство многочисленно: контрольный блок получает информацию с датчиков углового ускорения автомобиля, угла поворота руля, информацию о скорости автомобиля и вращении каждого из колес.

Всю кучу данных ESP анализирует и рассчитывает траекторию движения. Бывает, что в поворотах или маневрах водитель несется быстрее, чем это можно, и автомобиль "выносит" наружу или внутрь поворота. Обычная машина может попасть в ДТП, а та, что с ESP — нет. "Курсовик" корректирует траекторию движения, подтормаживая колеса и снижая тягу двигателя (если есть антипробуксовка). На практике ESP позволяет обеспечить уверенное движение даже на извилистых, скользких дорогах и сглаживает даже грубые ошибки водителя (например, пьяного или пижона). Ощущения от управления таким автомобилем нереальные. Приятное чувство вседозволенности сочетается с неприятным ощущением, что машина умнее тебя.

У каждой уважающей себя фирмы есть свои аналоги ESP. Например, система динамической стабилизации (Vehicle Dynamics Control). Системы действуют по схожему принципу, разнятся только нюансы и наименования. На автомобилях Subaru это система электронной стабилизации VDC, у Toyota и Lexus — VSC (Vehicle Stability Control — контроль устойчивости автомобиля).

И прочие вещи

Сюда вошли разные механизмы и навороты, призванные усовершенствовать конструкцию машины. Три буквы - CVT — означают бесступенчатую вариаторную трансмиссию. Вариатор достоин отдельной статьи и получил довольно широкое распространение. Покупка машины с ним требует большой внимательности. На всех Honda Fit, Mobilio, Spyke — не автомат, а именно вариатор.

Еще у Honda есть i-DSI — две свечи зажигания на один цилиндр двигателя. Устанавливается на двигатели вышеперечисленных моделей и дает экономичность плюс экологичность вследствие более полного сгорания топлива. Две свечи стояли и на других "японках". А еще у "хонд" популярна была знаменитая VTEC, система изменяемых фаз газораспределения. Увеличивает крутящий момент в широком диапазоне оборотов двигателя, снижает расход бензина.

Приблизительный аналог VTECа — VVT-i — у Toyota появилcя позже. Еще позже стала двойной: Dual VVT-i. Электроника меняет степень открытия не только впускных, но и выпускных клапанов, что значительно улучшает динамику двигателя.

Еще одна продвинутая система впрыска получила фирменное название MIVEC. Эта разработка Mitsubishi оптимально управляет моментом открытия впускных клапанов в соответствии с условиями работы двигателя. Повышается мощность и крутящий момент для всего рабочего диапазона. Появилась позже, чем GDI — Gasoline Direct Injection, означает двигатель с непосредственным впрыском топлива. Топливо впрыскивается прямо в цилиндры двигателя (как у дизеля). У Nissan непосредственный впрыск назывался Neo Di, у Toyota — D-4, у Volkswagen — FSI.

На машинах Mitsubishi нередко встречалась еще одна аббревиатура INVECS-II. Отличная умная вещь, как и GDI. Это адаптивный автомат — автоматическая трансмиссия, приспосабливающаяся к манере езды своего водителя, с возможностью ручного переключения передач. По своим характеристикам считается лучшей в мире (!). Есть еще INVECS-III.

Другие фирмы не могли остаться в стороне от прогресса. Появились коробки-"роботы". У Toyota это MultiMode. Коробка передач, которая имитирует совмещение механики с автоматом. Может работать в трех режимах: "M", обеспечивающем последовательное переключение передач, "Е", в котором передачи переключаются автоматически, и "Es", предназначенном для ускоренного автоматического переключения передач. Требует привыкания, поначалу бесит, блондинкам противопоказана.

А еще "Тойота" давно начала применять адаптивные пневмоподвески TEMS (Toyota Electronically Modulated Suspension). Это автоматическое изменение жесткости амортизаторов. Встречается на старых крутых модификациях Hiace, Crown и др. Сейчас устанавливается вместо задней пружинной подвески на тот же Prado 120, имеет автоматическую регулировку положения кузова над дорогой. Дает комфорт и устойчивость.

AWD — асимметричный полный привод. И опять датчики, собирающие данные о скорости вращения колес, оборотов двигателя и об углах поворота руля. В момент потери равномерного сцепления с дорогой вязкостная муфта автоматически перераспределяет крутящий момент на те колеса, которые имеют максимальное сцепление с дорогой, поддерживая тягу и управляемость автомобиля постоянными. Вязкостная муфта, благодаря силиконовой жидкости, поддерживает небольшую разницу скоростей между двумя осями, увеличение проскальзывания сгущает жидкость, и муфта блокируется. На практике обычного пользователя все устраивает. Некоторые драйверы предпочитают жестко блокированный полный привод, жаль, вымирающий.

И еще немного о безопасности, которая перестала быть уделом лишь иномарок.

ISOFIX, Изофикс — cистема крепления детских кресел. Детские кресла прикрепляются двумя компактными замками.

SRS расшифровывается как Supplementary Restraint System. Проще, это подушки безопасности, они же aig bag. Подушки призваны смягчать удар в случае столкновения. Спасают жизнь, но нередко ломают нос и разбивают очки (раня глаза осколками стекол). В "Оку" не ставятся: в случае срабатывания машину разорвет. Этим анекдотом позвольте завершить обзор наиболее распространенных автодиковинок. Всем им нет числа, но главное — это IQ водителя и его культура.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.