Малый бизнес за бортом

Развивать и поддерживать малый бизнес в Бурятии, равно как во всей России, чиновники бросились сразу же по его появлении много лет назад. Про его незащищенность говорены многие часы выступлений, придуманы сотни нормативных актов. Но предприниматели, в частности в Улан-Удэ, большого толка от этого не видят. Что почему-то не удивляет. Ведь на местном уровне даже толковые федеральные решения не работают. Например, городские власти умело заблокировали выполнение сразу двух федеральных законов, направленных на поддержку малого бизнеса.
A- A+

Как все начиналось

Речь идет о законах, по которым предприятия малого бизнеса могли выкупить на льготных основаниях помещения, арендуемые ими у муниципалитетов длительное время. В нашем случае, улан-удэнский малый бизнес лишили такого права. Вместо этого "Улан-Удэнская управляющая компания" обогатилась на 169 миллионов рублей и 57 объектов бывшей муниципальной недвижимости по всему городу. И теперь может продавать свою новую собственность без конкурсов по любой понравившейся цене.

Начиналось все достаточно красиво. В 2007 году правительство России в очередной раз задумалось, как помочь малому предпринимательству. Итогом такой озабоченности явились два федеральных закона: "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (вступил в силу с 1 января 2008 года) и "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (вступил в силу 5 августа 2008 года). По этим законам улан-удэнские предприниматели вместе со своими коллегами по всей стране получали возможность обзавестись правом собственности на занимаемую долгие годы недвижимость. Кроме того, они получали серьезные активы, которыми могли пользоваться для развития.

Обрадованные таким неожиданно гуманным подходом, предприниматели гуськом потянулись в Комитет по управлению имуществом Улан-Удэ с заявлениями на льготный выкуп. Разочарование, постигшее их в стенах комитета, было сильным.

Новогодний сюрприз

Как им объяснили устно и письменно, "арендованное вами имущество уже приватизировано. А именно: передано в качестве вклада в уставный капитал "Улан-Удэнской управляющей компании". Ступайте, дескать, откуда пришли, федеральные законы о малом бизнесе вас не касаются.

Как оказалось, 27 декабря 2007 года, уже после принятия федерального закона, но за четыре дня до его вступления в силу, Улан-Удэнский горсовет принял решение о внесении в прогнозный план приватизации текущего(!) года сразу 57 объектов городской недвижимости. Случайно, видимо, так получилось, что в него попали только помещения, арендованные сугубо малым бизнесом: парикмахерскими, кафе, другими предприятиями сферы услуг. Помещения, которые, видимо, тоже совершенно случайно подпадали под действие льготного федерального закона.

Еще более удивителен был указан способ приватизации объектов: "Внесение в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Улан-Удэнская управляющая компания". Появившаяся в мае 2003 года как МУП, "Управляющая компания" спустя пару лет успела стать открытым акционерным обществом. То есть, по сути, коммерческим предприятием. Таким образом, предприниматели, наивно желающие выкупить, согласно закону, свои помещения, были поставлены перед фактом невозможности это сделать. Более того, они, оказывается, уже арендуют площади не у муниципалитета, а у бизнес-структуры. Сделка по передаче имущества в пользу "Управляющей компании" была завершена 16 июня 2008 года. В этой связи еще раз стоит сказать, что второй федеральный закон, который впрямую обязывал муниципалитеты льготно отдавать малому бизнесу площади, заработал лишь с 5 августа.

Царский подарок

11 июня 2008 года "Номер один" сообщал, что Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе 16 мая была зарегистрирована дополнительная эмиссия акций ОАО "Улан-Удэнская управляющая компания". Тогда по закрытой подписке ОАО выпустило 1 млн 694 тысячи акций на сумму более 169 млн рублей. Именно на такую сумму сама администрация города оценила 57 объектов недвижимости, "подаренных" своей "дочке".

Тогда мы уже писали, что средняя цена за квадратный метр по сделке составила 21 тысячу рублей. Рыночная же цена за метр офисной или, тем более, торговой площади существенно выше. В офисных новостройках в разных частях города средняя цена этим летом приближалась к 40 тысячам рублей. Таким образом, переданные муниципалитетом помещения можно было перепродать в среднем в два раза дороже. Летом казалось, что сделка по передаче объектов была осуществлена в целях исключительно перепродажи муниципального имущества без конкурсов. Как оказалось, расчет был гораздо дальновиднее. Муниципальные власти не желали исполнять федеральный закон и отдавать свое имущество малому бизнесу на льготных условиях. Ну и заранее "подсуетились". Причем, сделали это крайне элегантно и нетривиально.

Теперь коммерческое предприятие "Улан-Удэнская управляющая компания" имеет все основания рассматривать уже собственную недвижимость как объекты неплохой купли-продажи. И здесь самое время вспомнить о предпринимателях, которые работают в данных помещениях. У всех у них бизнес реально под угрозой исчезновения. Ведь что придет в голову новым собственникам, неизвестно. Можно, к примеру, не продлевать срок аренды и выгнать "малых" бизнесменов или повысить арендную плату до неразумных пределов, и предприниматель уйдет сам. Большая часть предпринимателей молча смирилась с таким поворотом событий. Никто ничего хорошего от наших властей и не ждал. Но трое предпринимателей все-таки решили судиться с мэрией.

Игра на опережение

У них есть, по крайней мере, моральное основание для такого шага. Кафе "Охотник" по улице Маяковского арендует муниципальное помещение со дня постройки дома — 24 года. Парикмахерская "Лебедь" по улице Гагарина — 15 лет. Две парикмахерские у ООО "Алина" в Загорске — 11 лет.

Кафе "Охотник" пытается отменить приватизацию арендуемого им помещения. Доводы юристов предпринимателей весьма серьезны. Во-первых, по их мнению, был нарушен базовый Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Ведь в дополнениях к прогнозному плану приватизации на 2007 год сразу указан "победитель" — "Управляющая компания". Никакого конкурса и равенства претендентов. Кроме того, в том же "прогнозном плане", возможно, сделанном наспех, вообще не указаны ни наименования состава имущества, ни нормативная цена, ни начальная цена, равно как и другая предусмотренная законом информация. Всего лишь запросто указан адрес и новый собственник, к которому недвижимость переходит.

Во-вторых, по мнению адвокатов, нельзя было вносить это муниципальное имущество в уставный капитал "Управляющей компании". Это акционерное общество изначально не было создано в ходе приватизации, но появилось другим путем. Согласно Гражданскому кодексу и закону "Об акционерных обществах", ни муниципалитеты, ни их комитеты по управлению имуществом не могут выступать участниками или учредителями структур, которые появились не путем приватизации.

Тем не менее, и сами предприниматели, и их юристы прекрасно понимают сложность оспаривания решений администрации Улан-Удэ и горсовета. Ведь муниципальные чиновники постоянно играли на опережение. Напомним, что свои решения они принимали до вступления в силу федеральных законов, а то, что эти правовые акты были приняты Госдумой и подписаны президентом России, поэтому инициативы были известны, даже сыграло им на руку. Предприниматели не вступили в права на занимаемые ими помещения, потому что им не хватило нескольких дней или недель до вступления в силу новых федеральных законов. Аренда пока действует, их пока официально не просят "освободить помещения". Но вот что с ними будет после 2010 года, когда срок аренды закончится, вопрос сложный. Совершенно понятно, что мы еще не раз услышим от чиновников много хороших слов про защиту малого бизнеса. Работа у них такая: делать вид, что они что-то защищают и развивают.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.