"Хозяин должен быть один"

С пассажирским транспортом в Улан-Удэ дело обстоит точно так же, как и с футболом и политикой в стране: "профессионально" в этом разбирается каждый житель. Любой горожанин может сочинить без подготовки трактат о том, что, куда и в какой срок должно все двигаться, и при будет совершенно уверен в своей правоте. При этом не забывая каждый раз затейливо обругать всех власть имущих, а заодно и водителей "маршруток" и автобусов за различные, как им кажется, провинности. Тем не менее даже невооруженным глазом видно, что транспортом в УланУдэ занимаются: появляются инвесторы, новые автобусы и маршруты, построен путепровод и так далее.
A- A+
С автопассажирскими перевозками в Улан-Удэ своя история. На историческом переломе в 90-е автобусный парк сохранить толком не удалось. В 1998 году ПАП-1 был обанкрочен, а на его базе год спустя появилось МУП "Городские маршруты".

— Когда я пришел на предприятие в том же году, — вспоминает гендиректор "Городских маршрутов" Николай Заверюха, — в город на маршруты выходило работать по семь автобусов. Сравните с временами СССР, когда ПАП-1 выставлял ежедневно 160—170 автобусов. Причем большие автобусы — "ЛиАЗы", "Икарусы".

Так или иначе "Городские маршруты" могли выставлять ежедневно по нескольку десятков автомашин, но погоды они уже не делали. Город захватили "маршрутки". На долгие годы они стали основным перевозчиками. Но в этом был положительный момент.

— Надо отдать должное микроавтобусам, — говорит Николая Заверюха, — они сделали свое дело и до сих пор выполняют свои функции. Более того, надо понимать, что благодаря "маршруткам" в то время смогли найти работу многие из 1200 человек, уволенных из ПАП-1 по сокращению штатов.

Но с каждым годом становилось все более понятным, что без больших автобусов город существовать не может. В "Городских маршрутах" оставались старые, советские еще автобусы, но эксплуатировать их приходилось только по случаю безысходности.

— Работать на старых "ЛиАЗах" дальше не было никакой возможности, — рассказывает Николай Заверюха, — эти автомобили на сто километров использовали 50—52 литра бензина. В новых экономических условиях необходимы были современные автобусы. И тогда началось движение по нарастающей. Мы купили десять новых "ЛАЗов", 20 машин "КАВЗ", так называемых "Бычков", 30 корейских подержанных автобусов, но они без проблем ездят по нашим дорогам уже четвертый год. В прошлом году было куплено 17 новых больших "ЛАЗов-5256" вместимостью 110 человек.

По мнению специалистов, сегодня в Улан-Удэ есть примерно 10 болевых пассажиротранспортных точек. Например, проблемно уехать в центр города из отдаленных районов — поселка авиазавода, с "Бани", "Обелиска", "Зеленхоза". Также есть проблема 102 квартала, станции Дивизионная, поселка стеклозавода. Причем, как заверяют эксперты, их не решишь ни при каких количествах микроавтобусов. К примеру, уже просчитано: чтобы утром без проблем вывезти людей (чтобы те еще никуда не опоздали) из102 квартала, надо поставить туда пять больших автобусов.

Но генеральный директор "Городских маршрутов" честно признает: в наших условиях большие автобусы немного убыточны. Утром и вечером — в часы пик — они себя оправдывают, но днем ездят пустыми.

Таким образом, у администрации города и у самих перевозчиков назрела необходимость реформировать ту систему перевозок, которая сейчас сложилась. Г-н Заверюха считает, что только при одном "хозяине" на маршруте появится возможность регулировать транспортные потоки. Только один менеджер, а не "колхоз" из нескольких перевозчиков может решить, что утром на маршруте нужно несколько больших автобусов, днем им на смену придут маршрутки, в часы пик снова заступят "большие". И все это надо просчитать с экономической и социальной точек зрения.

Следующая проблема: ежедневно на улицы города выезжают полторы тысячи пассажирских транспортных средств, большинство из которых — индивидуальные предприниматели. Управлять этим процессом, по мнению городских чиновников, невозможно.

По размышлению Николая Заверюхи выходит, что на месте не совсем ясной системы будет создано 4—5 крупных юридических лиц, которые будут нести ответственность за перевозки пассажиров в Улан-Удэ. Они будут иметь производственную базу, обеспечивать медицинский контроль, пред- и послерейсовые осмотры как водителей, так и подвижного состава. Фирмы, естественно, будут заходить на этот рынок по конкурсу.

Кроме структурных изменений, на рынке пассажирских перевозок будут еще и маршрутные. Мэрия объявила конкурс (он закончится в конце февраля 2008 года) на выбор организации, которая будет проводить обследование пассажиропотока и разработку транспортной схемы УланУдэ. Работа над ними продлится около полугода. Это будут важные документы, которые позволят сказать с научной точки зрения, сколько и какого необходимо в городе транспорта, куда он должен направляться.

Но пока в мэрии готовят революционные вещи, "Городские маршруты" опять же с помощью городской администрации продолжают завозить в Улан-Удэ новые автобусы.

Под Новый год в Улан-Удэ пришел еще сорок один автобус марки "ПАЗ". Все они в январе уже вышли на маршруты. 10 автобусов теперь обслуживают маршрут "77 С", который идет дальше поселка Сокол. Еще 10 автобусов пошли на маршрут "100". Он связал поселки Вагжанова и мелькомбината и идет через новый переезд на нефтебазе и по новому путепроводу в Октябрьском районе. В "Городских маршрутах" особо относятся к этому маршруту, который соединяет все три района города. Для развития маршрута в ближайшем будущем на него добавят еще 25 микроавтобусов, тоже от "Городских маршрутов". 12 из вновь прибывших автобусов отправились на известный маршрут 3. Остальные автобусов начали обслуживать 30- й.

В мэрии считают, что это стратегический маршрут, окольцовывающий город. Кроме того, людям кроме трамвая надо дать в ближайшем будущем возможность покупать проездные билеты и решать проблемы льготных проездов еще и на автобусах. Николай Заверюха не скрывает, что сегодняшняя система оплаты наличными деньгами в автобусах, отсутствие электронных билетов — это уже каменный век. Появлением на "тридцатом" маршруте мэрия начинает работу в этом направлении.

В середине февраля этого года ожидается прибытие в Улан-Удэ еще новых десяти автобусов "Аврора" производства ПАЗ. От обычных автобусов этой марки они отличаются повышенной комфортностью и вместимостью.

Видимо, 2008 год определит, по какому пути пойдут пассажирские перевозки в Улан-Удэ. Смогут ли мэрия города и "Городские маршруты" цивилизовать рынок перевозок и предложить всем нормальные правила игры? Пока их действия внушают оптимизм.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.