Микробы — это "нежные космополиты"

Мамы в детстве учат своих детей бояться микробов, а этот человек знает, что без микробов жизнь на земле не просуществовала бы и двух недель. Баир Намсараев — ученыймикробиолог, возглавляющий одну из самых именитых научных лабораторий в Бурятии.

В молодости он объездил все океаны на знаменитом кораблелаборатории "Академик Келдыш". Участвовал в экспедиции, которая открыла на морском дне "черных курильщиков", а Баиру Бадмабазаровичу выпал шанс одним из первых исследовать микроорганизмы, которые живут при температуре свыше 110С.

В 90-е стране стало не до большой науки, и морские путешествия превратились в роскошь, которую страна с переходной экономикой не смогла себе позволить. После защиты докторской диссертации Баир Намсараев вернулся на родину в Улан-Удэ и основал лабораторию, где изучают мельчайшие живые существа. Официальное название — лаборатория микробиологии Бурятского научного центра СО РАН

— Когда я впервые оказался на Байкале как ученый, то понял, что это один из самых перспективных регионов для изучения. Уже в самых первых экспедициях нас ждали интересные научные открытия. Мы обнаружили на дне крайне необычную находку для озера — газогидрат, замерзший в воде газ метан. На сегодняшний день Байкал — единственное озеро в мире, где был обнаружен этот вид горючего ископаемого.

На океанских шельфах уже ведутся исследования по промышленной добыче метана. Объемы газа, содержащегося на дне Байкала, некоторые ученые сравнивают с Ковыктинским газовым месторождением, — рассказывает Баир Бадмабазарович. — Нам удалось показать, что скопившийся на дне озера газ — это результат деятельности особых микробов.

Органические вещества, попадающие на дно, разлагаются, образуя ядовитый газ — сероводород. Микробы Теоплока преобразуют сероводород в сульфаты. Их соседи метаногены образуют метан. Благодаря всей этой цепочке процессов Байкал удерживает в себе огромные объемы метана. Можно даже сказать, что это большая фабрика по производству метана, на которой трудятся микробы.

Кроме Байкала, где основную часть исследований сегодня ведет Лимнологический институт из Иркутска, ученому-микробиологу есть где развернуться в Бурятии. Сейчас основной интерес лаборатории — это микробы, живущие в горячих источниках и в содово-солоноватых озерах. Они совершенно безвредны для людей и более того — могут излечивать больных.

— В гидротермах (горячих источниках) обитают термофильные бактерии, — говорит ученый. — В Монголии мы нашли бактерию, которая живет при температуре +92С. Любое другое более сложно устроенное существо не смогло бы жить в таких условиях. В содово-солоноватых степных озерах обитают бактерии, способные жить в очень щелочной среде. Эти бактерии не просто живут в источнике или озере, но и обогащают их лечебный эффект.

Люди, сами не понимая, лечатся именно микробами. Они прикладывают к больным местам зеленоватые или бурые комья, а ведь это ничто иное, как большие колонии бактерий (маты). За некоторыми видами экстремальных бактерий ведут охоту промышленные лаборатории, которые ищут новые виды чистящих средств. Ферменты бактерий, которые в очень горячей воде способны расщеплять белковые соединения, помогли бы порошкам отстирывать не выводимые сейчас пятна.

Бурятским ученым удалось обнаружить около 20 новых видов бактерий, которые живут в самых экстремальных условиях. Пожалуй, таких успехов с более крупными живыми существами, добивались только во времена Чарльза Дарвина, когда было достаточно приехать на новый остров и сделать "животную" перепись. С тех пор времена изменились, и основные открытия происходят на микроскопическом уровне, где своей скрытой жизнью живут самые интересные существа.

— Трудно сказать, насколько обнаруженные виды эндемичны, то есть встречаются только в Байкальском регионе. Бактерии — это настоящие космополиты. Подует ветер и унесет споры бактерий на Дальний Восток, то есть сегодня, предположим, они обитали только в Бурятии, а завтра — уже и возле Владивостока. На самом деле еще неизученных видов бактерий в Байкальском регионе очень много. Найти их и исследовать — основная цель лаборатории микробиологии.

Научное любопытство ученых остужают только финансовые возможности. Чтобы открыть новый вид, надо затратить, по меньшей мере, 100 тысяч рублей, которые пойдут на эксперименты и анализы, в том числе дорогостоящий генный анализ. Из-за скудного финансирования, как признается ученый, их лабораторное оборудование отстало от мировых лабораторий уже лет на 20. А еще необходимо ежегодно тратить деньги на экспедиции, ведь бактерии, по выражению Баира Бадмабазаровича, довольно "нежный народ", и их культуры надо постоянно пополнять свежими образцами.

Одно из направлений работы лаборатории микробиологии финансируется по программе президиума РАН "Происхождение и эволюция биосферы". Трудно поверить, но Бурятия стала моделью для исследования еще докембрийского периода истории нашей планеты. У нас до сих пор сохранились ареалы, где бактерии живут в тех же условиях, что и два с половиной миллиарда лет назад. Похожие полигоны есть на Кавказе и на Камчатке, но Кавказ политически неспокоен, исследования на Камчатке стоят гигантских денег, а в пользу Бурятии говорит еще и научный авторитет бурятских ученых-микробиологов, который признан и на международном уровне. Так что, купаясь в горячем источнике или степном озере, вы с полным правом можете почувствовать себя в парке докембрийского периода.

Разрабатывают наши ученые и проекты естественных очистных сооружений, в которых бактерии очищают сточные воды заводов. Так что совершенно зря в обыденном мнении за царством микробов закрепилась дурная слава: это одни из самых полезных живых существ в мире. Ученые подсчитали, что если бы произошла массовая "забастовка" бактерий, то жизнь на Земле прекратилась бы через две недели.

Лаборатория микробиологии ведет насыщенную научную жизнь, здесь каждый год организуются экспедиции, происходят научные открытия, защищаются кандидатские диссертации. А скоро бурятских микробиологов ожидает большое пополнение. В БГУ будет открыта кафедра микробиологии и биотехнологии, где исследователи смогут специализироваться на изучении бактерий уже со студенческой скамьи.