Как бороться с контрафактом авиазапчастей?

Пиратской или контрафактной продукцией, заполонившей Россию, нас удивить трудно. Подделывают все — от хлеба в потайных нелегальных пекарнях до всем известных лазерных дисков. По поводу этого "добра" можно только лишь развести руками или выругаться и пытаться быть внимательными, но существуют области, где все более серьезно — речь идет о сотнях и тысячах человеческих жизнях. Контрафакт авиакомплектующих изделий, из которых строят самолеты и вертолеты, стал в последние годы серьезной проблемой, так об этом, по крайней мере, пишет пресса. Высказать свою точку зрения на события, происходящие в этой области "Номер один" попросил заместителя генерального директора по качеству Улан-Удэнского авиационного завода Степана Загороднюка.
A- A+
— Действительно ли такая уж серьезная ситуация сложилась с использованием контрафактных комплектующих при производстве авиатехники или это вновь обыкновенные журналистские преувеличения?

— Не могу сказать, что проблема носит всеобъемлющий характер, но она, действительно, есть. Вопросы качества комплектующих для авиастроения постоянно будируются не только в прессе. Они стали настолько актуальны, что конференции по качеству военной техники, например, проходили под эгидой правительства России.

В средствах массовой информации совсем недавно появлялись результаты работы по проверке аутентичности изделий комиссиями машиностроительных предприятий: в одной статье указывается, что 14 процентов паспортов, сопровождающих авиадетали, не являются подлинными, по другим данным эти цифры достигают тридцати процентов.

В сложной ситуации находятся все самолето- и вертолетостроительные заводы в России, учитывая тот факт, что все они являются сборочными. Наш завод получает порядка 70—75 процентов от объема воздушного судна в виде комплектующих от поставщиков. Поставляют из разных регионов, с предприятий разных видов промышленности — электротехнической, радиотехнической, электронной и так далее.

Особую значимость проблема приобретает в связи с тем, что все это происходит на фоне увеличивающегося спроса на российскую авиатехнику, на фоне быстрорастущих потребностей авиационных предприятий.

— Как вообще возникла ситуация, при которой в России существует контрафакт авиакомплектующих в таких масштабах? Ведь производство такого рода — это все-таки высокотехнологичный процесс, не сравнимый с конвейером пиратских лазерных дисков, например.

— Отвечая на этот вопрос, думаю, необходимо задуматься, а что же такое контрафакт? Это может быть, например, как бы новая продукция, которая законсервированная пролежала на складах много лет в тяжелые для отрасли времена, и сейчас ее пытаются продать авиастроителям. В Хабаровске недавно был похожий случай, когда на подобные комплектующие были оформлены новые паспорта для последующей продажи на экспорт.

Были случаи, когда изделию присваивался уже использованный номер — получалось два аналогичных комплектующих изделия. Завод-изготовитель говорил в случае разбирательства: "Я изготовил, вот документы, но у меня там другая дата, подпись, другие отличия". Причем оба изделия работоспособные, только один сертифицированный, а другой — нет.

Добавьте к этому, что сопроводительную документацию к поставляемым деталям и оборудованию можно подделать — подделываются подписи ответственных лиц. А по внешнему виду контрафакт чаще всего не опознаешь.

В этой связи и появляется самый главный вопрос: как проверить поставщиков?

— Что, в первую очередь, для этого необходимо сделать государственным структурам и что делается?

— В связи со сложившейся ситуацией сейчас предпринимаются меры по созданию единой общероссийской информационной базы комплектующих авиаизделий — где изготовлено, кто ее купил, на какое воздушное судно поставили. Планируется снабжать электронными метками, или электронными паспортами, все новые суда и каждую деталь в отдельности. Разработчик электронных паспортов — ГосНИИ авиационных систем. В будущем, я надеюсь, достаточно будет зайти в Интернет и посмотреть движение конкретного авиационного комплектующего изделия по стране. Такую базу в России начали создавать. При наличии у государства и авиастроителей столь серьезного инструмента контрафактной продукции уже не может быть в принципе.

— Как противостоит проникновению контрафакта на предприятие в нынешней ситуации и условиях Улан-Удэнский авиазавод?

— Именно завод-изготовитель несет ответственность за качество воздушного судна в целом. Поэтому мы самостоятельно, по собственной инициативе, строим на заводе систему контроля над качеством покупных комплектующих изделий, которая отвечает международным стандартам работы авиакосмических предприятий, год от года совершенствуем систему проверки поставщиков.

Качество поставляемых материалов и компонентов на ОАО "У-УАЗ" обеспечивается наличием и выполнением документированных процедур, направленных на использование продукции, поставляемой только организациями, утвержденными в качестве поставщиков.

Должностные лица службы снабжения совместно со службой качества завода проводят первичную оценку поставщиков. Она в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области авиационной техники", включает в себя анкетирование, проверку лицензии на право изготовления и поставки, проверку наличия сертификата на производство, свидетельства об одобрении производства, сертификата соответствия на систему менеджмента качества, доверенность от завода-изготовителя комплектующих изделий на право реализации его продукции поставщиком-посредником.

Затем выполняются процедуры одобрения и утверждения в качестве поставщиков организаций, изготавливающих материалы, полуфабрикаты и компоненты, в зависимости от сложности и важности поставляемой ими продукции или оказываемых услуг. Именно с такими поставщиками мы и работаем на условиях партнерства.

Покупные комплектующие изделия устанавливаются на воздушное судно только тогда, когда есть уверенность в том, что закупленная продукция отвечает установленным требованиям к типовой конструкции. На заводе проводится входной контроль полученных комплектующих изделий и сопроводительных документов, подтверждающих качество и соответствие продукции установленным требованиям.

Внутренние нормативные документы предприятия требуют, чтобы в случае каких-либо сомнений в том или ином комплектующем изделии, несмотря на наличие всех печатей, подписей в паспортах, запрашивать завод-изготовитель. Мы идем на дополнительные затраты, но это заставляет делать объективная реальность.

Периодически мы составляем также перечень комплектующих, часто отказывающих в ходе испытаний и в эксплуатации. По этим данным наши специалисты едут на завод-изготовитель и там сообща разбираются с проблемой.

В случае обнаружения контрафакта на том или ином этапе предпринимаются все необходимые меры для обеспечения безопасности полетов конечного изделия, специалисты завода информируют контролирующие органы.

Должен особо отметить, что сложившаяся на предприятии система менеджмента качества не концентрирует свое внимание лишь на проблеме борьбы с контрафактной продукцией. Через взаимодействие разных служб на предприятии реализуется системный подход к вопросам качества, где каждое подразделение выполняет конкретные задачи по его обеспечению на всех стадиях производства, гарантийного и послегарантийного обслуживания авиационной техники.

В декабре 2006 года комиссией органа по сертификации систем менеджмента качества при "Институте испытаний и сертификации вооружения и военной техники" (ОС СМК "ИнИС ВВТ") проведен инспекционный контроль, в результате которого в очередной раз было подтверждено соответствие действующей системы менеджмента качества предприятия требованиям международных и российских стандартов, распространяющихся на предприятияизготовители оборонной продукции (вооружения и военной техники).

— Своим покупателям вы предоставляете гарантии качества?

— Наше предприятие несет полную ответственность за качество и соответствие техническим требованиям выпускаемой продукции. Мы сопровождаем изделие на протяжении всего его жизненного цикла, в течение гарантийного срока, как это и принято, делаем это бесплатно. Практически все новые покупатели со временем становятся нашими постоянными партнерами.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.