Бюрократическое бедствие
Иначе говоря, несколько уважаемых ведомств, включая, к примеру, налоговые и судебные органы, а также службу судебных приставов, в поте лица, с соблюдением всех процедур, включают на полную мощность государственный механизм и "догоняют" сообща целую 1 копейку. Несколько десятков государевых мужей, используя значительные трудовые и материальные ресурсы, вполне успешно добиваются результата: пару копеек удается вернуть в казну. Эффективность использования труда госслужащих бьет при этом все рекорды. Понятно, что тысячи подобных "копеечных" исков подразумевают целый производственный конвейер. Создается цепочка от учреждения к учреждению начальной стоимостью в пару рублей. При конвейере ошибки неизбежны, в результате граждане нередко становятся правонарушителями без вины. Причем у них нет, как правило, никакого желания доказывать свою невиновность — у кого есть время оспаривать копеечные претензии?
Но ситуация давно приняла масштаб федерального бюрократического бедствия и практически выходит из-под контроля. Пресс-служба УФССП по Бурятии сообщает: "В 2008 году более трети исполнительных производств в стране (на 13,7 млн руб.), находившихся в производстве судебных приставов, были связаны с исполнением постановлений уполномоченных органов (ГИБДД, налоговая служба и т.д.) по взысканию платежей, пени, штрафов и т.д. Причем многие постановления касались сумм менее 100 рублей и были многочисленные постановления, касающиеся взысканий на сумму одна копейка". Вслед за таким заявлением следует предложение: "Федеральная служба судебных приставов предлагает ввести нижний предел сумм взысканий, по которым должны возбуждаться исполнительные производства, и возбуждать их лишь при сумме взыскания более 500 рублей".
Вместо беготни за каждой копейкой по отдельности приставы предлагают на федеральном уровне ввести "накопление задолженности". И потом уже взыскивать с гражданина всю сумму оптом. Здесь видится сразу несколько изрядных подводных камней внутри процедур налоговых, судебных структур и тех же приставов. Кто будет собирать базу данных и складывать суммы штрафов или недоплаченных налогов каждого конкретного гражданина? Как их потом разделять в ходе суда или исполнительного производства, если претензии к индивидууму в искомую сумму из разных ведомств? Но радует то, что служба судебных приставов видит проблему и предлагает какие-то пути ее решения.
Правда, шаги в этом направлении делаются пока осторожные и поэтому половинчатые. Так, законодательно было решено, что с 1 января 2008 года граждане не обязаны предоставлять копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностному лицу или органу, вынесшему постановление. Иначе говоря, срочно нести и показывать квитанцию об уплате штрафа в ГИБДД необязательно. Все должно было быть замечательно. Но, освободив лицо, обязанное уплатить штраф, от уведомления, федеральный законодатель забыл убрать другую норму. По ней выходит, что если в той же ГИБДД по истечении тридцати дней со дня вступления решения о штрафе в законную силу не обнаружено квитанции об оплате, то материалы отправляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа. В итоге более 10% всех производств по штрафам ГИБДД возбуждались по делам, в которых штраф уже был уплачен. Теперь приставы советуют оштрафованным и уплатившим взыскание в обязательном порядке сохранять квитанции об уплате штрафа как минимум год, чтобы потом не пришлось платить дважды.
В любом случае, беготня за копеечными задолженностями — дело в корне неправильное. Государство тратит на возвращение таких долгов в разы большие суммы, чем собственно сам долг. Ситуация напоминает сказку про зверя, который пожирает сам себя.