Битва за маршрутки
Ярое недовольство нововведениями высказывали водители маршруток и пассажиры. Администрация города пыталась объяснить выступающим, что оптимизация — решение, назревшее давно, так как улицы города уже не справляются с транспортными потоками и для разгрузки дорожного движения просто необходимо оптимизировать существующую схему.
Одним из основных доводов разработчиков новой схемы маршрутов — Научно-исследовательского института территориального развития и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга — прозвучало: "Муниципальные предприятия по перевозке пассажиров в городе убыточны, изменения позволят улучшить ситуацию".
Получается, если часть маршрутов будет ликвидирована, жителям придется пересаживаться на городской транспорт: трамвай или автобус. Такая перспектива горожан не вдохновляет. Особенно горячие обсуждения вызвало у присутствующих изменение схемы маршрута 56.
— Самый рентабельный и удобный маршрут хотите закрыть. А вы спросили, хотят люди пересаживаться на трамвай? Помимо того, что ехать придется в два раза дольше, всегда остается риск приехать без кошелька. И самый главный вопрос, сможет ли муниципальный транспорт обслужить город? — вопрошал водитель Михаил Бурков.
Народ боится остаться ни с чем
Жительница 102-го квартала возмущалась, что при ликвидации маршрута 40 жители этого микрорайона рискуют вообще лишиться возможности выехать в город, так как муниципальные автобусы ходят только утром и вечером. В свое время 12 лет назад ситуацию спасли именно частные маршрутчики.
Свое возмущение высказал и известный общественник, ветеран войны Николай Миронов. По его словам, оптимизация маршрутной сети — совершенно бессмысленное занятие:
— Все маршруты уже наработаны годами, если бы они были невыгодны и неудобны пассажирам, то сами собой закрылись бы. А в угоду мэрии с 56-го маршрута пересаживать людей на трамвай, без учета рыночной конъюнктуры, — вообще не дело.
Основная масса собравшихся в зале публичных слушаний — водители маршруток, пассажиры и активные общественники. Ведь за каждым ликвидированным маршрутом стоят водители и их семьи, для которых эта работа — единственный надежный источник дохода.
Социальная нагрузка
На вопрос, куда теперь пойдут маршрутчики, лишившиеся работы, заместитель мэра Улан-Удэ по развитию инфраструктуры Гемаля Гендунова ответила:
— При сокращении одних маршрутов другие будут заполняться большим количеством транспортных средств. Почему микроавтобусы не желают ездить в отдаленные поселки Забайкальский, Лысая гора, Аршан? Рентабельные направления должны покрывать нерентабельные. Это и называется оптимизацией.
Таким образом высокодоходные маршруты получат социальную нагрузку в виде удлинения маршрутов до ранее нерентабельных участков.
Реализация первого этапа программы запланирована с июля 2009 г. по июль 2012 г. Будут проводиться мероприятия, требующие для перевозчиков определенной доли денежных затрат на приобретение новых единиц подвижного состава. Не микроавтобусы, а автобусы большой и средней вместимости.
Затем будет обеспечиваться переход к оптимизированной маршрутной сети. Ликвидация маршрута не будет производиться до введения новой схемы. Например, отказ от использования маршрутов 3 и 40 будет проведен только после ввода в действие нового автобусного маршрута Н-1. Только так возможно без потерь перейти на использование новых маршрутных трасс.
На втором этапе (июль 2010 г. — июль 2011 г.) всем перевозчикам необходимо предоставить подвижной состав, соответствующий прогнозируемому "пиковому" пассажиропотоку.
Выслушают каждого
Представители администрации города, принимавшие участие в публичных слушаниях, пытались доказать собравшимся, что систему маршрутных перевозок хотят поставить в условия нормальных трудовых отношений, со всеми социальными выплатами в соответствии с Трудовым кодексом. В соседнем Иркутске водители маршрутных такси работают под каждым официально оформленным ООО, с обязательным порядком режима труда и отдыха.
— Нет такого: вот сегодня захотел и выехал на маршрут, не захотел — не поехал, — прозвучало в зале.
Какая-то доля правды и рациональности в этом есть. Ведь известно, что зачастую частные извозчики работают по 12—14 часов без отдыха. А это уже своеобразный риск для безопасности пассажиров. При таком режиме работы вероятность дорожно-транспортных происшествий возрастает в разы.
— В любом случае сегодня мы готовы выслушать каждого. Подготовьте замечание в письменном виде. Во вторник пройдет планерное совещание с водителями маршруток. Однозначно, трех слушаний недостаточно. Согласна, где-то будут убытки, а где-то и прибыль. Но сегодня мы должны не критиковать, а совместными усилиями попытаться оптимизировать существующую маршрутную схему, — подвела итоги слушаний по Октябрьскому району заместитель мэра Улан-Удэ Гемаля Гендунова.