Автосеконд-хэнду осталось меньше года

В прессе после принятия техрегламента шумихи, которой он на самом деле достоин, не поднималось. Некоторые издания вообще скромно упомянули какие-то пустячные ограничения типа запрета на игрушки на лобовом стекле или давно запрещенные кенгурины, упоминали об установке ГЛОНАССа. На самом деле техрегламент — это гораздо страшнее. Если его не отменят — а вероятность этого стремится к нулю — меньше чем через год ввоз подержанных иномарок вообще прекратится. Последний тонкий ручеек нормально разработанных машин за более или менее приемлемые деньги напрочь иссякнет.
A- A+

История

Технический регламент (ТР) "О безопасности колесных транспортных средств" — это 460-страничный документ, регулирующий все аспекты производства, ввоза, сертификации и эксплуатации транспортных средств на территории РФ. В нем собраны требования нескольких десятков стандартов, инструкций и внутриведомственных документов. История его скандальна. Документ сей разрабатывался Минпромторгом около двух лет, причем в глубокой тайне: о нем стало известно лишь в мае текущего 2009 года.

Межрегиональная общественная организация автомобилистов "Свобода выбора", защищающая права автомобилистов, была возмущена текстом ТР и в августе попросила Федеральную антимонопольную службу проверить уже опубликованную версию документа на соответствие законодательству. В ходе рассмотрения были выявлены несколько значительных несоответствий регламента Федеральному закону "О защите конкуренции", а также Федеральному закону "О техническом регулировании". О том, насколько ТР противоречит логике и здравому смыслу, мы поговорим ниже, пока же остается лишь подвести итог: 10 сентября документ был подписан премьер-министром Владимиром Путиным и вступит в силу по истечении 12 месяцев со дня официальной публикации. Действие ТР распространяется даже на мокики — он не касается лишь ТС, максимальная скорость которых не выше 25 км/ч (кроме тележки для продуктов из супермаркета, ничего не приходит на ум).

ТР против правого руля

Больше всего недовольства у автомобилистов вызвал пункт, запрещающий правый руль: "Расположение механизмов управления выпускаемых в обращение транспортных средств должно соответствовать условиям правостороннего дорожного движения, установленного в РФ".

Однако позже этот пункт был вычеркнут. Собственно, "заботливому" государству остается бороться только с уже ввезенными машинами: пошлины сделали свое дело — остановили ввоз подержанных иномарок. В окончательном варианте автомобили с правым рулем запрещены более тонко — посредством придирки к VIN и пучку света фар. По поводу идентификационного номера ТС в приложении 8 сказано: "п. 1.2.1. Идентификационный номер содержит 17 знаков, в качестве которых могут быть арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита, за исключением букв I, O и Q".

Каждая машина из Японии имеет свой уникальный идентификационный номер кузова или рамы (в дополнение к номеру двигателя). Он весьма информативен: по нему видно марку, модель и ее поколение, тип двигателя и привода. Но его формат, увы, не соответствует построению 17-значного номера VIN. Хотелось бы знать, каким образом количество знаков в номере может угрожать безопасности движения?

Далее читаем Приложение 5, пункт 1.3.14.2. "На транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением".

Безусловно, слепящий встречных свет — не есть хорошо и безопасно. Но нереально оптику заменять еще до ввоза автомобиля в страну. Можно ведь обязать покупателей праворульных машин менять оптику на евроаналог после ввоза в страну — перед эксплуатацией! Нет, проще тупо запретить.

Трепещите, автолюбители

Однако любителям леворульных машин тоже не стоит расслабляться. ТР коснется всех автомобилистов на 100%. Итак, страшилка по имени "русифицированный интерфейс электронной бортовой системы" обязательной для всех машин станет 1 января 2013 г. Подумайте: будет ли кто русифицировать интерфейс на подержанных машинах, чтобы продать их именно в РФ? Нет, конечно. Вообще-то непонятно, какое отношение к безопасности имеет иноязычный интерфейс. Всю информацию, действительно влияющую на безопасность, все мировые производители обозначают пиктограммами. Но факт остается фактом: если у автомобиля есть хоть две буквы на латинице или хоть один иероглиф, есть формальные основания не дать ввезти эту машину в страну.

Далее пункт 21 регламента устанавливает, что "изготовитель, не являющийся резидентом РФ, должен иметь единственного представителя в РФ". Это значит, что автовладельцы будут вынуждены покупать оригинальные запчасти и автомобили определенной марки только у официального дилера. Это нарушение потребительских прав, ведь запчасти у "официалов" намного дороже, да и представители дилеров есть не везде.

Ситуация с ввозом автомобилей вообще странная. Пункт 68 гласит: "Подача одним и тем же заявителем заявки на оценку соответствия другого транспортного средства, принадлежащего к тому же типу транспортных средств, допускается не ранее чем через 12 месяцев с даты оформления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства". Как это понять? То ли отдельное лицо сможет ввезти в год только один автомобиль вообще, то ли может хоть каждый день импортировать по машине, лишь бы в течение года не повторялись в точности их модели.

Ну а теперь "подарок" джиперам, подробнее о запрете на установку "выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства (кенгурятники)". Такое вызывает гнев по причине абсурдности. Найти в России, особенно в Сибири или на Севере, хорошую дорогу трудно. Лебедки, которые крепятся именно впереди внедорожника, зачастую просто необходимость. Многие ТС ездят только по пересеченной местности — работа у них такая — и пешеходов видят реже, чем медведей. Кстати, запрет касается только легковых машин. Значит, на грузовик можно навесить хоть три кенгурина, и это нормально?

Вешайтесь, профессионалы

В новом ТР есть пункт и о военной технике. С сентября 2010 снятые с баланса вооруженных сил транспортные средства будет невозможно легально использовать в народном хозяйстве, т.к. многие пункты приложения 5 невыполнимы для снятых с консервации машин. Например, экологические нормы или обязательное наличие АБС, притом что наличие антиблокировки до сих пор необязательно для грузовиков, сходящих с конвейера (хотя ввозимые машины должны ее иметь все поголовно). Очень жаль, ведь десятки тысяч ГАЗ-66, ЗиЛ-131, "Урал-4320", УАЗ-469 пополнили автопарк страны после снятия с консервации и работают в самых сложных условиях сурового климата и бездорожья. Армейским машинам нет равных по запасу прочности, простоте, ремонтопригодности и доступности. Благодаря новому ТР тысячи еще вполне годных армейских машин, в производство которых страна в свое время вложила столько материальных ресурсов и труда, пойдут на металлолом, и это не только расточительно, но и антигосударственно.

Дальше — больше. Автопоезда решили "порезать". Их длина ограничена регламентом так: "автопоезда в составе автомобиля-тягача категории N и полуприцепа — 16,5 м; автопоезда в составе автомобиля-тягача категории М или N и прицепа категории О, а также сочлененного транспортного средства категории М3 — 18,75 м".

Данный пункт регламента шокировал импортеров капотных тягачей североамериканского рынка, десятки тысяч уже эксплуатирующих их перевозчиков и тысячи владельцев российских тягачей и прицепов. Длина автопоезда в данный момент разрешена двадцатиметровая, и ее сокращение до евростандарта означает слом всей индустрии перевозок. Евроразмеры были обязательны только для грузовиков, "ходящих" в Европу, и загонять в это "прокрустово ложе" внутрироссийские перевозки нет никакого смысла. Разработчики техрегламента переписали Женевское соглашение 1958 года с дополнениями от 1999 г. на русский язык. Это соглашение носит рекомендательный характер, и его не подписали ни США, ни Канада, ни Австралия — страны, где большие расстояния. Россия по логике относится к этому числу тоже...

Использованы материалы сайта МООА "Свобода выбора" www.19may.ru.

Мнение

Вячеслав Лысаков, Председатель Координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора", член Экспертного совета при Комитете по транспорту Госдумы РФ: "Из чисто технического документа ТР стал рыночным регулятором, защищающим российский рынок от импортных машин. Скрытность подготовки столь важного для миллионов автомобилистов документа и отсутствие его реального обсуждения с широкими слоями автомобильной общественности и независимыми автоэкспертами привела к тому, что документ содержит массу пунктов, не отвечающих интересам жителей страны, вводящих избыточное давление на бизнес, имеющих расплывчатые формулировки, да и просто ошибки.

Сомнительно, что в таком виде он будет способствовать улучшению безопасности и сокращению числа ДТП, зато долгие годы будет приносить весомый доход разнообразным "конторам", осуществляющим услуги по сертификации. Из текста регламента непонятно, какие разделы документа относятся к транспортным средствам, уже находящимся в эксплуатации на территории России, а какие — к "выпускаемым в обращение". Мы подозреваем, что основной текст регламента относится все-таки к "выпускаемым в обращение", иначе несколько миллионов транспортных средств со дня вступления техрегламента в силу могут стать "нелегальными", последствия этого трудно себе даже представить. Техрегламент породил новые противоречия между государством и автомобилистами".

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.