Битва за небо

В судах за контроль над авиапредприятием сражаются коллектив "Авиалиний", с одной стороны, бывшие и нынешние учредители ООО "Медиа групп" — с другой. Чтобы понять, с чего начался этот конфликт, кто в нем прав и кто виноват, необходим обширный экскурс в историю. Заодно этот экскурс поможет понять, каким образом авиация Бурятии пришла к тому плачевному состоянию, в каком она находится сейчас.
A- A+
Платежеспособный банкрот

В начале 90-х на базе советского улан-удэнского авиапредприятия было создано ОАО "Бурятские авиалинии". Как тогда было принято, часть акций осталась в собственности республики, часть (51%) перешла к коллективу предприятия. Тогда это был крупный имущественный комплекс стоимостью в сотни миллионов рублей: авиационно-техническая база, летный комплекс, авиаэскадрилья (самолеты "Ту-154М", "Ан-24", грузовые "Ан-26", восемнадцать "Л-410", "Ан-2", вертолеты "Ми-8МТВ", "Ми-8Т", "Ми-2"), аэропорт с инфраструктурой и техникой для обслуживания транзитных и рейсовых воздушных судов, топливно-заправочный комплекс, база подготовки летного состава с тренажерами, автобаза, агентство по продаже билетов. Трудилось на авиапредприятии около 1000 человек.

Но в начале уже нового века под руководством директора Анатолия Абашеева предприятие оказалось не в состоянии платить по своим долгам. Как сообщил сам Анатолий Абашеев в интервью одной из республиканских газет, причиной такого положения вещей стало то, что клиенты предприятия (в основном государственные структуры) не платили за оказываемые им услуги. "Дебиторская задолженность перед нами в то время превышала нашу кредиторскую на 3 млн рублей: 36 млн рублей и 33 млн рублей соответственно", — сообщил г-н Абашеев.

Правда, из этих слов бывшего директора выходит, что поводов опускать руки у предприятия не было. Дебиторская задолженность превышает кредиторскую, а имущество предприятия стоит в десятки раз больше его долгов. Тем не менее, авиапредприятие решили банкротить.

Строго под контролем правительства

Назначенный вести банкротство управляющий Аркадий Бадиев, несмотря на очевидную возможность вывести предприятие из кризиса неплатежей, заявляет, что поделать здесь уже ничего нельзя, а нужно все срочно продать в частные руки инвестору, который, дескать, вложит в предприятие средства, и жизнь сразу наладится. Именно в этот момент на сцене появляется фирма ООО "Медиа групп", в состав учредителей которой входили дочь Анатолия Абашеева Евгения (15% в уставном капитале), Михаил Башинов, родственник Аркадия Бадиева (35%), и супруга банкира из Москвы Ирина Попова (50%).

Главный акционер "Бурятских авиалиний" — правительство Бурятии, простодушно (или не очень) поверив в сказку об инвесторе, продает все имущество авиапредприятия в пользу ООО "Медиа групп" за 36 млн рублей. Взамен взяв с учредителей обещание вложить в развитие бурятской авиации 215 млн рублей.

Таким образом все акции работников были аннулированы, а фирма "Медиа групп" даром получила четыре десятка разнообразных самолетов и вертолетов, аэропорт, наземную технику и многое другое. Как показало дальнейшее развитие событий, обещание, данное правительству Бурятии, выполнено не было. Никаких 215 млн рублей вкладывать в авиацию никто так и не стал, их у учредителей "Медиа групп" попросту не было. К слову, у "Медиа групп" не было даже тех 36 миллионов, за которые были куплены "Бурятские авиалинии". Они были взяты в кредит в банке, погашенном впоследствии за счет продажи купленного у правительства Бурятии имущества.

Как сообщает г-н Абашеев в интервью одной из газет, "все эти мероприятия, правильность и целесообразность которых ни у кого не вызывали сомнений, проходили строго под контролем правительства республики". Таким образом, г-н Абашеев переводит ответственность за все, что произошло с бурятской авиацией, на правительство Бурятии образца 2000 года и его главу Леонида Потапова. Хотя не правительство Бурятии, а именно "Медиа групп" развалила бурятскую авиацию.

Распродажа

После того как имущество авиапредприятия уплыло из рук государства и работников, оно сразу стало дороже. Имущественный комплекс, приобретенный всего за 36 млн рублей, после вывода из него части ликвидных активов "легким движением руки" превратился в несколько самостоятельных предприятий с уставным капиталом около 215 млн рублей. "Распиленное" имущество стали продавать по частям.

Были проданы два совершенно новых самолета "Ту-154М" (стоили порядка 1 млн долларов каждый), а их летный и обслуживающий персонал в количестве 60 человек был впоследствии уволен. Эти самолеты были гордостью авиапредприятия. Они были приобретены в Польше в лизинг на средства предприятия. В то время его акции еще были распределены среди всего коллектива ОАО, т.е. самолеты приобретались фактически на народные деньги: работники "скинулись" и терпели немало лишений в надежде на коммерческий успех международных полетов... Однако новое руководство, видимо, быстро смекнуло, что эти дальнемагистральные лайнеры, можно сказать, единственно приличные у авиакомпании самолеты — новые и самые дорогие: их можно было по-быстрому продать.

Затем был продан топливно-заправочный комплекс, а чуть позже и весь аэропорт целиком за 200 млн (дальнейшая печальная судьба аэропорта широко известна). Последним, что было продано, стали остатки авиаэскадрильи, которые объединили во вновь созданное ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии". Фирма "Медиа групп" продала "Авиалинии" иностранному юридическому лицу — зарегистрированной на Кипре фирме "Девакия Трейдинг Лимитед" — которое и является ее собственником по сию пору. "Бурятские авиалинии" сейчас — это пять вертолетов "Ми-8Т" и четыре самолета "Ан-24". Работает там лишь часть того коллектива, что когда-то летал по всей Бурятии. Своего нового хозяина они не видели: с острова Кипр от них лишь изредка приходят приказы.

На войне как на войне

А вот среди учредителй ООО "Медиа групп" не получилось даже такого грустного консенсуса. Спустя некоторое время они перессорились. Судя по всему, не смогли договориться о том, как делить полученное в ходе операции по банкротству "Бурятских авиалиний". Дочь Анатолия Абашеева и родственник Аркадия Бадиева были исключены из числа учредителей общества третьим участником — жительницей Москвы Ириной Поповой.

Лишенные доли учредители ООО "Медиа групп", возмущенные столь "вопиющим" обманом, пытались вернуть "свое кровное" в московских арбитражных судах. За несколько лет тяжб частично им это удалось. Евгении Абашеевой вернули ее долю в ООО "Медиа групп". А вот родственнику Аркадия Бадиева Михаилу Башинову суд отказал в удовлетворении требований. Что, правда, не помешало ему требовать уже в бурятском арбитраже отмены сделки по продаже ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" в руки кипрской фирмы "Девакия Трейдинг Лимитед". Требовал этот человек внести себя в реестр акционеров "Авиалиний". Уже состоялось три судебных заседания, на которых судьи отказали "обманутым" учредителям в удовлетворении их требований. В середине декабря состоится следующее, без сомнения, не последнее. Кроме судебных инстанций, бывшие совладельцы развалившей бурятскую авиацию фирмы пишут заявления в правоохранительные органы, чтобы их "права" на "Бурятские авиалинии" были восстановлены. Действуют при этом настойчиво, используя многочисленные связи в судебной и правоохранительной системах. Сегодня они активно изображают из себя жертв и пытаются вернуть то, что им не должно принадлежать.

Доберутся ли ушлые управленцы-финансисты, обанкротившие бурятскую авиацию, вновь до руководства над ней, решает суд. Война за собственность, как изволите видеть, продолжается. А на войне как на войне.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.