Шипы: аргументы "за"

Судя по состоянию наших дорог в этом году, а также по низкой температуре, при которой дубеет и теряет сцепные свойства даже зимняя резина, в этом году счастливы те, кто ездит на шипах. Поэтому есть смысл немного подробнее остановиться на особенностях шипованных покрышек.
A- A+
Шипам нужна плавность

Народная мудрость гласит: "Не хочешь разбитый перед — бери шипы. Не хочешь разбитый зад — не бери шипы". Очевидно, что половина улан-удэнских водителей и зимой безалаберно исповедует летний стиль езды (резкие старты, внезапные торможения, высокая скорость движения). Это очень плохо и вызывает обоснованный гнев аккуратных водителей: такие лихачи регулярно влетают в спокойно и осторожно передвигающихся, чем портят статистику ГИБДД, ухудшают непростую обстановку на дорогах и создают проблемы себе и неповинным коллегам. Поэтому рекомендовать таким водителям использование шипованной резины несколько страшновато. И без того резкие, они будут считать себя всемогущими и будут останавливаться как вкопанные, без оглядки на то, что происходит сзади. Ну, по крайней мере, до первого въезда в корму такого шустряка.

Вообще, шипованные покрышки подразумевают уверенность на скользких покрытиях, недоступную нешипованным "коллегам". И в экстремальных ситуациях нет ничего лучше шипов. Поэтому автоспортсмены зимой себя без шипов не представляют. На скользких зимних дорогах "колючие" шины сокращают тормозной путь, повышают курсовую устойчивость, улучшают управляемость и динамические качества и уменьшают пробуксовку колес.

Поведение автомобиля с ошипованными шинами предсказуемо, не требует от водителя тех навыков вождения, которые нужны при езде на тех же "липучках". Преимущества ошипованной резины особенно ярко проявляются на мокром льду при температуре, близкой к нулю, и на заснеженных участках, похожих на ледяной каток.

Есть у шипов и недостатки: на сухом асфальте тормозной путь автомобиля с ошипованными колесами может увеличиваться, повышается уровень шума, и разрешены они не во всех странах. Тем не менее, современные шипы имеют множество плюсов. Это не то, что было прежде: конструкция шипов совершенствуется.

Современный шип состоит из двух элементов: корпуса и твердосплавной рабочей вставки. Корпус обычно изготавливают из мягкой стали или специального алюминиевого сплава. Конструкторы все время стараются уменьшить вес и размеры шипа, чтобы ослабить его разрушающее воздействие на дорожное полотно. Шипы обычно размещают на протекторе с расчетом, чтобы в пятне контакта шины с дорогой одновременно находилось от 8 до 12 шипов. Их устанавливают в специальные отверстия в протекторе, которые либо формуют в процессе изготовления шины, либо получают позже на специальном оборудовании. Обычно на шину ставят от 90 до 120 шипов. Устанавливают шипы так, чтобы они образовывали не одну, а несколько дорожек. Над поверхностью протектора шип выступает примерно на 1,5 миллиметра.

Несколько лет назад появился термин "плавающий шип". Шведская фирма Gislaved придумала новый шип, который при езде по укатанному снегу или льду работал как положено, а на чистом асфальте утапливался в протектор в гнездо установки. Шип представлял собой пластмассовый корпус без дна, внутри коего ходил стальной стержень, выталкивающийся силой резины из этого пластмассового корпуса. При жестком покрытии шип утапливался через пластмассу в шину, при мягком — выталкивался и работал. Но песок и каменная крошка, попадая между стальным стержнем и гнездом установки, способствовали заклиниванию шипа, и шина на льду переставала работать. На этом производство шипов остановилось, а понятие осталось. После этого начали производить шип в пластиковом корпусе, устойчивом к коррозии, а "по наследству" его продолжали называть "плавающим".

Несколько правил

Ошипованные шины следует ставить на все четыре колеса — тогда их поведение будет одинаковым и предсказуемым. Установка ошипованной резины только на одну ось может создать очень опасную ситуацию, даже если машина имеет полный привод. Поэтому сэкономить, установив шипованные шины только на ведущие колеса, не получится. Если ставить, то на все четыре колеса.

Установив "шиповку" на передние колеса переднеприводного автомобиля, вы получите уверенный старт, но на скользкой дороге при торможении и в поворотах машину будет заносить. На заднеприводном автомобиле при установке шипованных шин на заднюю ось заносы вам не грозят. Зато машина будет плохо останавливаться на скользкой дороге, поскольку при торможении увеличивается нагрузка на переднюю ось, в то время как на заднюю уменьшается. Да и сцепление передних колес с дорогой будет не самым лучшим, а значит, управляемость автомобиля ставится под вопрос. На полном приводе все колеса должны быть одинаковыми — таково общее требование. Иначе будет разное сцепление осей, что будет приводить к некорректной работе межосевого дифференциала, вискомуфты или что там конструкцией данной модели предусмотрено.

Купив комплект шиповки и "обув" в него машину, не отправляйтесь сразу в упоительный полет. Новые ошипованные колеса должны пройти обкатку на скорости 60—70 км/час. Тогда шипы окончательно встанут на свои места и будут готовы к работе. В период обкатки, а это первые 300—500 км, следует избегать резких торможений и динамичных стартов. Заодно привыкнете к такой чудесной манере езды! Необходимо следить за давлением в шине. Езда на приспущенных ошипованных шинах приводит к быстрому износу или выпадению шипов.

Для сохранения "колючек" важен и температурный режим. С приходом тепла нужно "переобуваться", не затягивая. Установлено, что при скорости 60 км/ч и температуре воздуха +10 град. С уже через полчаса непрерывной езды на сухом асфальте нижний опорный фланец шипа разогревается до 100 град. С. Это близко к температуре осмоления резины. В результате нарушается структура поверхности отверстия под шип, резина твердеет и начинает разрушаться. В этом случае потеря шипов неминуема.

При перестановке ошипованные колеса должны сохранять направление вращения. Поэтому менять их местами можно лишь "вдоль борта", переднее с задним. Поэтому при летнем хранении колес необходимо помечать направления вращения. И последнее: если вы "обули" шипованную резину, обязательно укрепите на заднем стекле значок "Ш", и у сотрудников ГИБДД не будет к вам никаких претензий.

И какая бы у вас ни была резина, ездите бережно: всех ДТП можно было избежать. С наступающим всех Новым годом! Пусть в следующем году ваша машина сталкивается только с мягкой тряпкой и нежным уходом.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.