Выбор "обуви" на лето

Продолжим тему смены покрышек. Тем более это сейчас весьма актуально, "переобувочная кампания" как раз началась! Поговорим об обозначениях, которые можно увидеть на покрышках, и о том, как правильно выбрать резину, бывшую в употреблении.
A- A+
Сколько стоит и где есть

Для ориентира возьмем наиболее распространенный размер: 195/65 на 15 дюймов. Российские шины стоят в пределах 1700—1800 (до 2100 руб.) за штуку. Это распиаренные "Амтел" и "Кордиант". Импортные разнятся по цене, Bridgestone продается по цене от 2600 до 2900 за колесо, есть Kleber (2600 руб.) Замечательные шины "Нокиан" финского производства стоят 3180 руб. (модель i3) и 3200 руб. (модель Н).

Магазинов у нас в городе немало. Достойны внимания "За рулем" (район мелькомбината), "Шинтоп" ("Мотом"), "Техношина" (район Старой барахолки) и соседствующие на проспекте Автомобилистов "гранды" — бурятшинторговский Pole position да "Росшина".

Шины б/у

Бывшие в употреблении шины обычно тоже в неплохом ассортименте. Но в минувшие выходные, что удивительно, на рынках и в магазинах предлагались только остатки прошлогодней "роскоши"! В "Шинтопе" на Трубачеева все "бэушки" на 15 дюймов продаются по цене 1610 рублей за штуку, причем все покрышки разные, среди прилично поношенных есть и вполне бодрые экземпляры. На Мелькомбинате резина тоже вся прошлогодняя, завоз ожидается в течение этой недели. Цена — 6000 за комплект среднелысой резины, есть немного предложений за 5500, есть и за 7000 — она получше. Та же примерно цена на рыночке в таксопарке на проспекте Автомобилистов.

При покупке "бэушной" резины нужно смотреть на состояние всех четырех покрышек и на то, что на ней написано. Про состояние можно долго не говорить: никаких разрывов, ремонтных жгутиков, торчащих ниточек и прочего быть не должно. Осматриваем всю покрышку — протектор, боковины, периметр ее посадки на диск, заглядываем внутрь, поворачивая шину на полный оборот. Все торговцы резиной дают гарантию на шиномонтаж — если после обувания покрышки на диск вы обнаружили грыжу, которую в сдутом состоянии не видно, то резину вам заменят. Поскольку моделей очень много, и все они разные, имеющие свои особенности, то сперва следует определиться, чего именно вы ждете от шин.

Это либо комфортабельность в управлении, хорошая проходимость по бездорожью, высокая защита от аквапланирования, или отличное сцепление с сухой дорогой. Производители стремятся объединять эти характеристики, но все равно каждая покрышка либо имеет какое-то одно ярко выраженное свойство, либо по чуть-чуть от всего, то есть в целом — никак. Так, экономичнейший Michelin Energy Saver не слишком привлекателен по остальным параметрам, а дождевой GoodYear HydraGrip плоховат на сухом асфальте.

Расшифруем индексы

Рассмотрим маркировку шины: ее размер (типоразмер) написан на боковине. Например, возьмем типоразмер 225/45 R17 94T, где 225 — это ширина шины в мм, 45 — отношение высоты профиля шины к ее ширине в процентах (на данной шине это 45%). Чем меньше этот показатель, тем шире шина смотрится и тем она "приземистее". Увы, тем больше шансов ее убить на наших ямах.

Если этот показатель отсутствует (например: 225/R17), то это соотношение равно 80—82% и шина называется "полнопрофильной". Начиная с 80% и ниже этот показатель обязательно входит в обозначение шины. R означает радиальную конструкцию шины (иногда указывается дополнительно Radial), в отличие от устаревшей диагональной. Многие автолюбители ошибочно думают, что R означает радиус шины. 17 — диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус). 94 — индекс нагрузки шины. Максимально допустимая скорость передвижения — это, конечно, нас волнует мало, поскольку на наших дорогах "стрелку положить" негде. Но волновать должен индекс грузоподъемности. Пример: шины, маркированные буквой V совместно с индексом грузоподъемности, например 91V, предназначены для скоростей, превышающих 210 км/ч, до 240 км/ч. Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 210 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 3% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 240 км/ч!

Полный перечень: индекс J — 100 км/ч, K — 110, L — 120, M — 130, N — 140, P — 150, Q — 160, R — 170, S — 180, T — 190, U — 200, H — 210, V — 240, W — 270, Y — 300, ZR — 240 км/ч.

Имейте в виду, что индекс скорости указывает максимально допустимую скорость при нормальной нагрузке для продолжительной поездки. Т.е. если вы на шинах с максимальной скоростью 190 км/ч будете двигаться со скоростью 210 км/ч в течение 15 минут, то ничего ужасного не приключится. Но при более длительной езде возможна деформация и даже разрушение шины из-за перегрева.

Для эксплуатации устанавливается "щадящий" режим, то есть автомобиль должен ездить со скоростью на 10—15% меньшей, нежели та, которую "допускают" шины. А при нагрузках автомобиля, близких к максимальным, стандартные рекомендации производителей могут отличаться. В большей степени это касается грузовых и легкогрузовых шин. Например, при 90% нагрузке скорость не должна превышать 90% от максимальной, при 100% — 80%.

Расшифруем индекс нагрузки. 50 — 190 кг, 51 — 195 кг, 52 — 200 кг и т.д. Дальше приведем основные разбеги: 60 — это 250 кг, 65 — 290, 70 — 335, 75 — 387, 80 — 450, 85 — 515, 90 — 600, 95 — 690, 100 — 800, 105 — 925, 110 — 1060 кг.

Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин:

1. M&S (Mud+Snow — "грязь плюс снег"). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние универсальные.

2. M/T (Mud Terrain) — "грязевые ландшафты".

3. A/T (All Terrain) — "шины для любых покрытий".

4. AS (All Season, Any Season) — "всесезонная".

5. Rotation — шины с направленным рисунком протектора, имеют стрелку на боковине шины, показывающую требуемое направление вращения шины.

6. Outside, Inside (или Side Facing Out, Side Facing Inwards) — асимметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside ("наружная сторона") должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside ("внутренняя сторона") — с внутренней.

7. Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль: левые — только слева, а правые, соответственно, только справа.

8. Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордом.

9. TubeLess (TL) — "бескамерная шина". Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.

10. Tube Type (TT) — шина должна эксплуатироваться с камерой.

11. RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма "зонтик") — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

12. TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.

13. ZP — нулевое давление (Zero Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP — возможность продолжать движение, в случае прокола, на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR — возможность продолжать движение, в случае прокола, на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.

14. SST (Self Supporting Tyres) — "самонесущая шина". Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.

15. Dunlop MFS (Maximum Flange Sheild) — система максимальной защиты обода борта — защищает дорогие колеса от повреждений о бордюры и тротуары: резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.

16. Studless 0 — "не подлежит ошиповке". Studdable — "подлежит ошиповке".

Комментарий регионального представителя по Восточной Сибири одной из ведущих компаний по производству шин:

— По итогам своей командировки в Бурятию могу отметить следующее: Улан-Удэ отличается невысоким уровнем доходов по сравнению с другими, более крупными городами, поэтому на автомобилях в основном резина низкого качества и уже хорошо бывшая в употреблении. И "бэушка" продается даже в магазинах, не только на рынках! В ваших магазинах неплохо представлена недорогая продукция: корейские и российские производители — все соответственно уровню жизни. Дорогие шины есть, но в небольшом количестве. Очень жаль, что автовладельцы экономят на покрышках, это попросту опасно. Лучше бы сэкономить на чем-то другом, типа лишних источников света на машине.

Европейские бренды не слишком распространены, что не радует. Сами шинники думают как покупатели, они привыкли продавать дешевые бренды. Понятно, что у людей не хватает денег, но продавцы, вместо того чтобы продвигать хорошие покрышки, идут на поводу у потребителя, работают как привыкли. Менталитет такой у населения — привыкли ездить на бэу, на шинах азиатского производства — "Бриджстоунах", "Йокогамах", поэтому на европейские бренды мало кто смотрит, покупатели их не знают, боятся и производства на российских заводах.

Хотя продукция российских заводов соответствует всем стандартам. На Западе никого не напрягает фактор производства в РФ, наоборот, новый завод — это новое оборудование и меньше влияние человеческого фактора, то есть больше шансов получить качественную шину. Еще должен заметить, что ужасные дороги Бурятии делают расширенную гарантию, которую дают крупные фирмы, очень привлекательной.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.