Человек другого склада

16 апреля в Москве прошла торжественная церемония вручения национальной театральной премии "Золотая маска-2010". В номинации "Куклы. Лучшая работа режиссера" премию получил Эрдэни Жалцанов за спектакль "Под вечным светом Кумалана".
A- A+
Снова лучший

— Церемония награждения проходила в московском Гостином дворе, — говорит Эрдэни Жалцанов, главный режиссер театра кукол "Ульгэр". — Это потрясающий гигантский комплекс. В нашей номинации "Театр кукол" участвовали Пензенский театр и Московский театр кукол.

Всего же в конкурсе участвовало более 300 театров со всей России. "Золотая маска" считается самой престижной театральной наградой. И во всей Сибири единственным ее обладателем является наш театр "Ульгэр". Причем, лучшим "Ульгэр" в этом году стал в четвертый раз.

Процедура отбора спектаклей и выбора лучших многоступенчата и сложна. Для того чтобы участвовать в "Золотой маске", театру нужно подать заявку с видеозаписью спектакля. Многочисленные эксперты комиссии отсматривают запись и принимают решение, смотреть или не смотреть спектакль вживую. Если эксперты решили смотреть, то в город театра едет экспертная комиссия.

В Улан-Удэ от экспертной комиссии прибыл Олег Лоевский, известный театральный критик. Он вынес решение, что спектакль достоин номинирования. Так "Ульгэр" получил телеграмму о том, что стал номинантом и должен показать спектакль в Москве. Когда "Ульгэр" прибыл в столицу, эксперты оживились: "Ну, Эрдэни, что ты на этот раз привез? Удиви нас". И Эрдэни Жалцанов удивил.

Режиссер-исследователь

"Под вечным светом Кумалана" выбивается из общего ряда спектаклей-историй, к которым разные театры в разное время обращались неоднократно. Спектакль в корне отличается тем, что рассказывает о малоизвестной культуре эвенков.

— Я занимаюсь исследовательской работой по традициям, обычаям, обрядам, культуре сибирских народов, — рассказывает Эрдэни Жалцанов. — Интересно собирать этот материал, работать с ним, думать, как его подать языком театра кукол. В то же время стоит помнить, что спектакль предназначен не для экспертов, а для зрителей: для детей и взрослых, пап и мам.

На мой вопрос "В чем феномен "Ульгэра", который становится лучшим четвертый раз подряд?" режиссер театра отшучивается: "Ну, видимо, как-то звезды правильно расположились".

Однако заслуга театра и Эрдэни Жалцанова перед Бурятией, безусловно, велика. "Как в Бурятии отнеслись к награде? Отвечу коротко: никак", — Эрдэни Жалцанов замолкает на несколько секунд. Затем лицо проясняется: "Нет, ну, правительство поддерживает, конечно. Морально".

О хлебе насущном

— Это не простая награда, тем более, это не первая наша награда, — продолжает Эрдэни Жалцанов. — Конечно, мне как режиссеру хотелось бы другого отношения правительства, госструктур. Обидно.

Как говорит Эрдэни Жалцанов, есть две категории творческих людей: те, которые находятся за чертой, думают о хлебе насущном, и те, которые финансово обеспечены и имеют возможность помочь родному театру, заниматься благотворительностью.

— Я бы хотел так помогать, — продолжает режиссер. — Если бы я не думал о хлебе насущном, если бы была хорошая зарплата, квартира и т.д., я бы больше думал о творчестве, больше бы реализовывал своих идей.

Резонно может возникнуть вопрос: "Так почему бы не переехать туда, где есть все условия?"

— Да, есть предложения от других театров переехать к ним, - - говорит Эрдэни Жалцанов. — Но я так не могу поступить. Здесь свой театр. Есть те планы, которые я хочу воплотить именно в своем родном коллективе. Мне хочется прославлять свою родину, свой народ. Как бы ни были выгодны эти предложения, но я — человек другого склада. Я буду творить там, где я родился, где меня окружают родные люди, родная природа, и над головой высокое небо.

Нужен всем

Буквально на следующий день после интервью Эрдэни Жалцанов отправился в Братск ставить спектакль. По пути он заключает договор в Железногорске. Затем едет в Барнаул. После Барнаула — Монголия, где режиссер также ставит спектакль. Эрдэни хочет реализовать хотя бы 10% своих идей.

Помимо постановочных работ, у Эрдэни Жалцанова имеется один большой проект — "Чикчи" (в переводе с бур. языка — "мизинец"). Чикчи — это мальчик, который заглядывает в сундук своей бабушки, попадает в книгу предков и начинает путешествовать по бурят-монгольским мифам, легендам, сказкам. По замыслу Эрдэни Жалцанова, Чикчи является центровым персонажем сразу нескольких проектов: цикла комиксов, анимационного фильма в формате 3D и детской телепередачи "Спокойной ночи, мой Чикчи!". Чтобы осуществить хотя бы часть проекта, Эрдэни Жалцанов обращался к предпринимателям Бурятии.

— Ни один человек не отозвался! — делится режиссер. — Я теперь надеюсь только на себя. Мне помогают совершено чужие люди в Москве, Санкт-Петербурге! А здесь люди, которые имеют возможность помочь, которых проект касается непосредственно, не желают этого делать.

Согласно замыслу телепередачи, Чикчи с помощью Интернета общается со своими старшими братьями, которые живут на разных континентах. И каждый из них рассказывает о жизни школьников, о животных, которые обитают на его континенте, и т.д. Первый комикс практически готов. Автор проекта надеется выпустить его к Конвенту монголов мира.

Летом, 2 июля, Эрдэни Жалцанов со своей командой совершает автопробег "По следам кочевых цивилизаций", который включает в себя Иркутск, Улан-Удэ, Кяхту, Улан-Батор, Гоби, Западную Монголию, Алтайский край, Хакасию и завершается в Иркутске.

Выбранные места не случайны: они входят в регион, где некогда формировались кочевые империи скифов, хунну, тсянмэй, ульгур, тюрков и т.д.

— Мы будем снимать документальный фильм, — рассказывает Эрдэни Жалцанов. — Это исследовательская экспедиция. В конечном результате мне бы хотелось сделать спектакль в Барнаульском театре кукол "Принцесса Укока", гробница которой была недавно вскрыта, после чего на Алтае начались землетрясения.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.