Историю подправят для экономики

Власти Улан-Удэ всерьез намерились продвигать идеи "удревления Улан-Удэ" за счет пригородного археологического памятника гуннов.
A- A+
Ведь гуннскому городищу, ни много ни мало, около двух тысяч лет. Располагается оно практически на территории бурятской столицы. А после присоединения городища к Улан-Удэ оно официально станет его "предтечей". В отделе по туризму администрации города нам пояснили, что предлагается воссоздать облик древнего города как административного и экономического центра гуннской державы.

— Многие туристические центры основаны на каких-то легендах, причем исторически не подтвержденных, — говорит начальник отдела по туризму Мария Бадмацыренова. — Здесь же есть исторически зафиксированные данные о существовании в пределах городской черты древнего города эпохи гуннов. Эта лежащая на поверхности идея может быть использована в качестве нового туристического бренда города Улан-Удэ.

Чиновников по туризму не смущает тот факт, что между гуннским городищем и городом Улан-Удэ лежит пропасть в полторы тысячи лет, когда здесь не было даже намека на постоянное поселение.

За эти полторы тысячи лет все постройки, укрепления, по словам Марии Бадмацыреновой, исчезли начисто. Не осталось ни домов, ни даже крепостных валов — только контуры защитных рвов кое-где еще можно разглядеть. Правда, есть мнение, что тут нужно работать археологам. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Бурятии ИФ БГУ Баир Дашибалов считает, что городище еще надо раскапывать, что там сохранились и дома, и утварь, и т.д.

Так или иначе, здесь предполагается строительство уже нового города-крепости, который будет исполнять роль живого аттракциона эпохи гуннов. В городе-крепости, аналоге западного Диснейленда, будут располагаться гуннская кухня, орудия труда, оружие и т.д. Будет здесь и гончарное производство, кузнечное дело. Поскольку ничего из материальной культуры гуннов не сохранилось, все это предполагается создавать с нуля.

В проекте городище будет позиционироваться как бурятская (или северная) резиденция Шаньюйя (императора) Модэ, объединителя гуннов, или хунну.

— Это будет место, где турист сможет окунуться в среду обитания наших предков. Там можно будет пожить в юртах, покататься на лошадях, пить кобылье молоко и т.д., — рассказывает Мария Бадмацыренова.

Но если с легендой все понятно, то совершенно ничего не ясно с реальностью. В Китае, Дагестане, Северной Осетии, по крайней мере, прекрасно сохранились древние крепости, храмы, дома. Все это можно потрогать, пощупать, ощутить энергетику, исходящую от древних стен. Здесь же, как мы уже сказали, реальных, видимых следов пребывания ставки объединителя воинственного народа древности не осталось.

Так что концепция древнейшего города Сибири, а возможно даже и России, может быть настолько сильно притянута за уши, что эти уши могут ненароком оторваться. У нас есть только раскопанная земля в степи да красивая легенда. Однако городские власти считают, что для реализации бизнес-проекта этой легенды достаточно.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.